0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить термостат на ВАЗ 2115, 2114, 2113, 2109

Из чего же состоит термостат? Давайте посмотрим!

Термостат состоит из корпуса, перепускного клапана, основного клапана, термочувствительного элемента (находящегося, обычно, около основного клапана) и пружины.

Как работает термостат на ВАЗ 2115, 2114, 2113, 2109.

На не прогретой машине клапан термостата находится в закрытом состоянии, как на фото. При этом охлаждающая жидкость ходит по малому кругу, как на фото ниже.

Когда машина прогревается до рабочей температуры (87-90 градусов) потихоньку начинает нагреваться термочувствительный элемент, в следствии чего, пружинка сжимается, основной клапан открывается и жидкость идёт по большому кругу.

Где находится

Термостат ВАЗ 2114 расположен под корпусом воздушного фильтра и крепиться к ГБУ на двух шпильках через уплотнительную прокладку. Более легкий доступ к термостату можно получить сняв бокс воздушного фильтра.

При замене термостата нет необходимости проводить его полную замену. Чаще всего меняется термоэлемент с крышкой, но и тут можно сэкономить, купив лишь один термоэлемент и поместить его в старую крышку.

Неисправности термостата ВАЗ 2114: признаки

Если уровень ОЖ в норме, но двигатель автомобиля недостаточно прогревается, перегревается или «закипает» — обычно проблема в термостате. Термостат со временем изнашивается, в результате чего начинает неправильно работать клапан, застывая в одном из положений (залипает клапан термостата).

Одно из положений, если клапан полностью открыт, охлаждающая жидкость все время циркулирует по большому кругу и ДВС не прогревается как следует. Если клапан закрыт полностью, охлаждающая жидкость все время циркулирует только по малому кругу и двигатель перегревается.

Бывает и так, что проблема «плавающая». Например, сначала термостат закрыт и мотор нормально прогревается, затем происходит открытие на большой круг и клапан «виснет». В этом случае температура ДВС резко упадет.

Бывает и так, что термостат несколько раз нормально открывается и закрывается, однако затем зависает в одном из возможных положений. В такой ситуации мотор или начнет остывать, или перегреется (в зависимости от того, в каком положении застыл клапан).

Однако когда мотор резко или постепенно перегревается и температура доходит до красной отметки, вентилятор охлаждения работает постоянно, термостат не выходит на большой круг циркуляции охлаждающей жидкости, тогда это достаточно серьезная поломка, требующая немедленного устранения.

Устройство работы термостата

Прежде чем перейти непосредственно к способам проверки термостата необходимо рассмотреть саму конструкцию.

Итак, посмотрим, с каких элементов состоит эта запасная часть:

1 – перепускной клапан; 2 – выходной патрубок (к водяному насосу); 3 – пружина к основному клапану; 4 – основной клапан; 5 – держатель поршня; 6 – поршень; 7 – входящий патрубок (от радиатора); 8 – резиновая вставка; 9 – твердый термочувствительный наполнитель; 10 – пружина перепускного клапана; 11 – входящий патрубок (от силового агрегата).

Читать еще:  Разболтовка на ваз 2114

Способы проверки работоспособности (схема работы)

Схема устройства работы термостата при разных температурах

Основными охлаждающими жидкостями, которые циркулируют в системе охлаждения, являются тосол, вода и антифриз. Их задачей является охлаждение элементов силового агрегата,чтобы не дать перегреться двигателю. Химические свойства охлаждающей жидкости позволяют не закипать при температуре 100 градусов. Чтобы этого не произошло, и жидкости эффективно охлаждались, отвечает как раз непосредственно термостат.

Процесс работы термостата можно сравнить с циркулированием крови в организме человека. Существует малый круг и большой. Жидкость по малому кругу циркулирует до тех пор, пока двигатель не наберет рабочую температуру, а затем термостат открывает клапан и поток нагретой «охлаждайки» стремительным потоком врывается в большой круг, что обеспечивает максимально эффективное охлаждение.

Но, в процессе работы термостат, как и любая другая запасная часть, имеет свойство ломаться. В данном случае, это заклинивание клапана в положении на малый круг. Это может привести к самым плачевным последствиям, поскольку перегрев мотора приведет к поломке многих узлов и агрегатов.

Когда все вопросы, связанные с работой термостата рассмотрены, можно перейти непосредственно к методам диагностики неисправности. Итак, существует два метода определения выхода из строя этого узла.

Без съема запасной детали

Трогаем нижний патрубок радиатора, если он холодный при рабочем двигателе, то термостат неисправен

Если знать, как устроен узел, то для определения неисправности стоит только дотянуться до нижнего патрубка радиатора. Он задействован при работе большого круга охлаждения. Если патрубок при нагретом и работающем двигателе остается холодным, то наверняка термостат заклинил (клин клапана). Если жидкость циркулирует по большому кругу, то автомобиль будет долго прогреваться при запуске. Особенно это будет заметно в холодное время года.

Проверяем снятый термостат

Термостат бросается в кастрюлю с водой и нагревается до 90 градусов Цельсия

Для проверки устройства снятого с автомобиля, понадобится кухня, кастрюля и печка. Конечно, многие сразу не поймут, для чего все это нужно. Итак, набираем в кастрюлю воды, ставим на печь. Опускаем термостат так, чтобы он обязательно касался стенок.

Температура 74 градуса, клапан закрыт

Разогреваем воду почти до кипения, а если быть точным до 89-93 градусов Цельсия. Именно такая температура необходима для того, чтобы термостат открылся на большой круг.

В данном случае, клапан изделия должен открыться и весь процесс будет сопровождаться характерным щелчком. Если при проверке были выявлены расхождения с нормативами по температуре, то рекомендуется поменять термостат на новый.

Выбор термостата

Последствия неисправности термостата на ВАЗ-2114

Очень важным вопросом остаются последствия использования нерабочего термостата на автомобиле. Так, долгосрочная езда может привести к самым неприятным последствиям. В случае замены обратите внимание на термостат от Лада Гранта. Итак, рассмотрим, к чему же может привести езда с заклинившим клапаном:

  • Если клин на маленьком круге , да еще и в жаркое время года, то двигатель будет сильно греться, а стрелка показателя температуры будет постоянно уходить в красную зону. При этом, весь процесс будет сопровождаться тем, что регулярно будет срабатывать электровенилятор, что может привести к тому, что и он выйдет из строя, в самый не подходящий момент. После этого может последовать перегрев двигателя, признаком которого станет закипание. Последствия в данном случае, могут быть мелкими (пробой прокладки ГБЦ, коллектора) или фатальными (прогиб и деформация головки блока цилиндров).
  • Если клин произошел на большом круге , то последствие становится падение производительности двигателя, плохой запуск, а также нагревание силового агрегата не полное, особенно в зимнее время года.
Читать еще:  Какой термостат поставить на калину

На инжекторных моделях Ваз 2113 термостат находиться под корпусом воздухофильтра, на карбюраторных моделях располагается там же , однако корпус перемещён немного в другое место, поэтому на карбюраторе не надо заморачиваться и снимать корпус, а просто скинуть высоковольтные провода и приступать к работе. В любом случае не пугайтесь, корпус снимается быстро и просто, читайте в статье: «Замена корпуса воздухофильтра на автомобилях ВАЗ». Сняв корпус, вы невооружённым глазом увидите термостат (на фото ниже указан красной стрелкой), а рядом с ним находится аккумуляторная батарея (указана синей стрелкой). Надеемся, мы доходчиво объяснили месторасположение термостата и вы его с легкостью найдете.

Принцип действия термостата на ваз 2114

Составляющая структура термостата — это достаточно простой механизм, который подходит для распределения перемещения жидкости по малым и большим кругам охлаждения (это зависит от температуры подачи).

Термостат: 1 — входной патрубок (от радиатора); 2 — резиновая вставка; 3 -твердый термочувствительный наполнитель; 4 — пружина перепускного клапана; 5 — входной патрубок (от двигателя); 6 — перепускной клапан; 7 -выходной патрубок (к насосу); 8 -пружина основного клапана; 9 -основной клапан; 10 — патрубок (от расширительного бачка); 11 — поршень.

Простой термостат 2114 класса стандарта, который устанавливают прямо на заводе, состоит из таких видов запчастей:

  • корпус;
  • пружина перепускного клапана;
  • перепускной клапан;
  • пружина главного клапана;
  • главный клапан;
  • патрубки;
  • поршень с держателем;
  • термочувствительный элемент.

Принцип работы термостата

  1. Термочувствительный элемент дает сигнал на начало запуска работы данного термостата.
  2. Если главный клапан закрыт, то после начала работы мотора, жидкость в системе нагревается и начинает перемещение по меньшему кругу.
  3. Жидкость проходит через устройство термостата и прогревает чувствительный элемент (он способствует расширению, тем самым происходит давление на клапан).
  4. При нагревании ОЖ до нужного момента (87 градусов), клапан по-малому начинает открываться, и охлаждающая жидкость постепенно помещается в больший круг.
  5. Если нагревание ОЖ достигнет 102 градусов, то клапан уже откроется полностью и круговорот жидкости пойдет через радиатор.
  6. Следовательно, после остановки работы двигателя машины, жидкость перейдет в процесс остывания, а термочувствительный элемент будет сжиматься и клапан за счет возвратной пружины вернется в начальное положение.
  7. Может случится так, что по причине износа или повреждения (в крайних случаях заводских браках) термостат ваз 2114 окажется заклиненным в каком-либо положении.
  8. Соответствующе может очень долго прогреваться двигатель автомобиля или же наоборот происходит перегрев мотора, что является опасным признаком.
  9. Перегревание мотора может привести к массовым повреждением, вплоть до саморазрушения двигателя. В этом случае придется проводить капитальный ремонт.

Где находится

Термостат ВАЗ 2114 расположен под корпусом воздушного фильтра и крепиться к ГБУ на двух шпильках через уплотнительную прокладку. Более легкий доступ к термостату можно получить сняв бокс воздушного фильтра.

Читать еще:  Как включить кондиционер в киа рио

При замене термостата нет необходимости проводить его полную замену. Чаще всего меняется термоэлемент с крышкой, но и тут можно сэкономить, купив лишь один термоэлемент и поместить его в старую крышку.

Способы проверки элемента

Самостоятельно проверить работу термостата можно прямо на автомобиле. В подавляющем большинстве случаев такая диагностика дает достоверный результат. Начинать проверку нужно при полностью остывшем моторе: завести его и периодически ощупывать нижнюю часть радиатора и патрубок, отходящий от него снизу обратно к двигателю.

Исправность термостата определяется по следующим признакам:

  • на начальном этапе прогрева радиатор и подходящие к нему патрубки полностью холодные;
  • при температуре антифриза 40–60 °С начинает прогреваться верхний подающий шланг, нижний остается холодным;
  • когда тосол нагревается до 90–95 °С, горячим становится вся площадь теплообменника и нижний патрубок, что свидетельствует об открытии заслонки и движении жидкости по большому контуру.

Диагностику рекомендуется проводить до момента срабатывания датчика и автоматического включения вентилятора.

Отклонения от нормы интерпретируются так:

  1. Если сразу теплеет входной и выходной патрубок вместе с радиатором, термостат заклинил в открытом положении. Антифриз изначально идет по большому кругу, отсюда и нагрев.
  2. При достижении температуры 90 °С низ теплообменника и отходящий шланг остается холодным – заслонка термоэлемента закрыта наглухо, деталь пришла в негодность.
  3. Когда верх радиатора горячий, а низ – слегка теплый, термостат заклинил в полузакрытом состоянии.

В отличие от первых двух пунктов, последний вывод требует обязательного подтверждения. Довольно сложно поставить четкий диагноз, когда охлаждающая жидкость делится на два потока, движущиеся по разным контурам. Неравномерный прогрев ребер теплообменника, включение вентилятора и скачки температуры – признаки косвенные. Аналогично проявляются симптомы воздушной пробки в охлаждающей системе.

Чтобы четко проверить работоспособность термостата, его придется демонтировать с автомобиля. Разборка и диагностика выполняется в следующем порядке:

  1. Дайте мотору остыть и слейте антифриз – сначала из блока цилиндров, потом из радиатора. Опорожнять систему удобнее в широкую емкость с невысокими бортами.
  2. Ослабьте хомуты крепления патрубков к термостату. Отключите их и вытащите элемент.
  3. Осмотрите деталь на предмет приоткрытой заслонки. Если неисправность обнаружена, дальнейшая проверка бессмысленна – нужно покупать и ставить новую запчасть.
  4. Нагрейте на кухонной плите кастрюлю с водой. Когда ее температура приблизится к кипению, опустите в емкость термостат и наблюдайте за заслонкой. Она должна открыться без задержек.
  5. Извлеките деталь из кастрюли. При остывании термоэлемент должен немедленно закрыть проход.

Напоминание. После опорожнения системы охлаждения сразу отсоедините патрубок подогрева дроссельной заслонки. Когда станете заливать тосол обратно, воздух выйдет через снятый шланг.

Если в процессе проверки выяснилось, что заслонка не срабатывает либо заклинивает, деталь необходимо заменить, поскольку она не подлежит ремонту. Учитывая большое количество подделок на рынке автозапчастей, новый термостат можно предварительно испытать в магазине. Закройте пальцем выходной патрубок и попытайтесь продуть воздух сквозь входной. Герметично закрытая заслонка не даст этого сделать.

Устройте повторную проверку новой запчасти в домашних условиях, погрузив ее в кастрюлю с кипятком. Если термочувствительный механизм не сработает, сдайте некачественную деталь обратно в магазин либо поменяйте на другую.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector