0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда менять пружины подвески

Как проверить пружины подвески автомобиля

Вопрос, как проверить пружину зачастую интересует автовладельцев лишь когда автомобиль «проседает» даже при небольшой нагрузке, а то и без нее. Однако такую проверку пружин подвески стояло сделать еще только при появлении первых симптомов их износа. Лучше всего делать диагностику в условиях автосервиса на специальном стенде, но самую простую проверку состояния пружин можно сделать и в гаражных условиях своими руками. Для этого не нужен специальный инструмент, а процедура доступна практически каждому.

Признаки неисправности пружин подвески

Для потребности в выполнении проверки усталости пружин подвески авто могут стать появления одного или нескольких признаков. Среди них:

  • Невооруженным глазом видно, что одна из сторон автомобиля «просела» больше другой в незагруженном состоянии (без груза и пассажиров). Смотреть надо на одной оси, то есть, например, сравнивать переднюю левую и переднюю правую пружины. В таких случаях скорее всего пружина просела либо полностью сломалась (на просевшей стороне). Однако тут есть нюанс, заключающийся в том, что на просадку одной или другой стороны может влиять так называемый стакан, то есть, место, в которое упирается пружина. Зачастую на старых автомобилях (чаще всего ВАЗ-«классика») стакан проваливается. При диагностике нужно будет проверить как усталость пружины, так и стакан.
  • Металлический лязг во время езды по неровной дороге — это явный признак лопнувшей пружины подвески. Причем указанный лязг может издаваться даже при езде по небольшим кочкам либо выбоинам. Однако в данном случае имеет смысл также проверить рулевую рейку и шаровую. Металлический лязг обычно указывает на то, что один из витков пружины частично или полностью лопнул.
  • Низкая посадка машины при загрузке, даже незначительной. Особенно, если до этого все было хорошо и такого явления не наблюдалось. Обычно такая проблема чаще встречается на задних пружинах, и при этом колеса начинают чиркать о подкрылки, а брызговики начинают касаться поверхности дороги. Это очень опасная ситуация, поскольку таким образом в аварийном режиме изнашиваются покрышки, и в один «прекрасный» момент они могут попросту лопнуть.
  • Сильная вибрация и тряска во время движения автомобиля, даже по ровной дороге. При этом тряска возрастает по мере увеличения скорости движения машины. Как правило, — это признак того, что пружина лопнула полностью.
  • Уменьшение плавности хода. Это можно заметить, сравнив эксплуатацию машины до появления проблемы и после. Обычно пружина перестает нормально работать и при проезде неровностей автомобиль подскакивает либо ныряет в яму.
  • Значительный крен автомобиля даже при не резком торможении.

При появлении хотя бы одного из перечисленных выше признаков имеет смысл выполнить комплексную диагностику подвески, и в том числе проверку пружин амортизатора. Причем проверку желательно выполнить не только с той стороны, где просела машина, но и все остальные тоже.

Причины поломки пружины

Существует пять основных причин, по которым задние и/или передние пружины полностью или частично выходят из строя.

  1. Усталость металла и износ пружин. Происходит это по естественным причинам со временем. Металл в процессе эксплуатации становится мягче и податливее, соответственно, и пружина становится мягче. А также при столкновении витков пружины ржавеют и появляются микротрещины. Особенно вредно для прутков сильные удары возникающие при наезде машины на большой скорости на выбоину или кочку.
  2. Постоянное трение витков ослабленной либо сильно загруженной пружины между собой. По этой причине снижается жесткость пружины, а поверхность самих витков становится не круглая, как была изначально, а имеющая выработанную плоскость. Соответственно, по этой причине пруток становится тоньше, а значит и пружина слабее.
  3. Перегрузка автомобиля и езда на нем в таком состоянии на большой скорости по неровностям или расстояния. В таких условиях страдают все элементы подвески, в том числе, пружины.
  4. Коррозия металла пружин. Это очень частая причина, по которой пружины выходят из строя. Со временем краска на их поверхности облущивается, а вода и дорожные реагенты делают свое дело. Интересно, что если коррозия «съела» на 10-мм проволоке пружины слой всего лишь 0,15 мм, то сечение указанной проволоки уменьшается аж на 6%!
  5. Установка неподходящей пружины. В частности, это может произойти по причине неправильного подбора детали. Другой вариант — заводской брак. Зачастую бывает так, что в одной упаковке помещаются пружины с разной жесткостью.

Как проверить пружину подвески

Чтобы проверить состояние пружины подвески автомобиля ее необходимо предварительно демонтировать со своего посадочного места, очистить от грязи и ржавчины. Это позволит визуально оценить ее состояние, проверить наличие трещин, сколов и прочих дефектов.

Читать еще:  Установка магнитолы ниссан альмера

В первую очередь необходимо проверить пружину на жесткость. Однако перед тем нужно узнать, к какому классу она относится, а также, какие именно пружины рекомендует устанавливать производитель автомобиля на ту часть подвески, откуда она была демонтирована.

Все пружины делятся на два основных класса — А и В. Их отличия состоят в жесткости и длине. Длина А-пружин составляет до 27,8 см, а длина В-пружин составляет свыше 27,8 см. Что касается цветовой маркировки, то это зависит от конкретной автомобильной марки и производителя пружин.

Проверка прессом

Чтобы определить усталость пружин методом сжатия нужно знать какой жесткости она должна быть установлена в указанном месте с тем, чтобы знать, с чем сравнивать полученный в будущем результат. Так, в гаражных условиях жесткость пружины можно проверить при помощи следующих инструментов:

  • двух брусков квадратной формы толщиной не менее 1,2 см и площадью немного больше, чем площадь торца измеряемой пружины;
  • напольные весы;
  • ручной пресс (управляемый с помощью резьбового привода).

Алгоритм проверки в этом случае будет таким:

  • С помощью напольных весов узнать суммарную массу обоих брусков и измеряемой пружины.
  • Установить напольные весы на нижнюю площадку пресса, установить на них один из предварительно приготовленных брусков.
  • На брусок поставить пружину, и сверху на нее положить второй брусок.
  • Приводя в действие пресс необходимо сжимать пружину.
  • Значение сжатия (расстояние) и давление необходимо выбрать предварительно в соответствии с документацией. Соответственно, конкретных рекомендаций здесь быть не может.
  • От полученного значения усилия (в килограммах силы) необходимо отнять измеренную ранее суммарную массу брусков и пружины.

В случае, если пружина сжалась на определенное расстояние при недостаточном усилии, то это говорит о том, что она значительно ослабла и ее желательно заменить. Однако решение о замене необходимо принимать еще и на основании визуального осмотра, а также информации о том, сколько километров пробега машина проездила с данной пружиной.

Однако на практике такой метод осуществить достаточно проблематично, поскольку для теста необходимо развивать значительные усилия. Например, при тестировании пружин автомобиля ВАЗ-2110 нужно развить усилия, равные 325 килограмм-силы. При этом значении стандартные пружины передней подвески должны иметь длину не менее 201 мм (для так называемой «европейской» пружины аналогичное значение будет составлять 182 мм). Для задней стандартной пружины при том же усилии ее длина будет составлять не менее 233 мм (для «европейской» — не менее 223 мм).

Теоретические вычисления

Допустимое геометрическое изменение пружины, а также ее жесткость можно еще вычислить по соответствующим формулам. Так, геометрическое изменение вычисляется следующим образом: Х = F × L / C. Здесь X — изменение размера пружины, F — прикладываемое усилие, L — начальная длина пружины, C — коэффициент пропорциональности, табличная величина (зависит от радиуса витковой части пружины, материала ее изготовления, диаметра прута).

Аналогично жесткость пружины вычисляется по другой формуле — k = F / X. Здесь тоже F — это сила, а X — измеренный в результате опыта размер сжатой пружины. Сложность подобных вычислений обусловлена тем, что нужно знать коэффициент пропорциональности, а эту информацию можно найти только в технической документации.

Проверка по мануалу

В технической документации (мануале) к любому автомобилю есть подробное описание процедуры проверки клиренса, и, в частности, пружин. Рассмотрим подобную диагностику на примере популярного автомобиля Toyota Camry. Так, для этого предварительно необходимо измерить четыре параметра:

  • А — расстояние (клиренс) от центра измеряемого переднего колеса до поверхности, на которой установлена машина;
  • В — расстояние от центра болта более низко расположенного рычага подвески №2 измеряемого переднего колеса;
  • D — расстояние от центра измеряемого заднего колеса до земли (клиренс);
  • C — расстояние от центра болта крепления продольного рычага соответствующего измеряемого заднего колеса до земли.

Далее необходимо найти разницу между значениями А и В, а также C и D. После этого сравнить с приведенными данными в таблице минимально допустимыми значениями. Если полученные в результате замера значения будут ниже, чем приведенные в ней, то необходимо проводить дополнительную диагностику. Возможно придется воспользоваться дополнительными проставками, либо заменить пружину на новую. Если же полученные значения больше, чем минимально допустимые — значит, с пружиной все в порядке (если нет дополнительных симптомов неисправности).

НУЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ПРУЖИНЫ ПРИ ЗАМЕНЕ АМОРТИЗАТОРОВ?

В условиях плохого состояния дорог наиболее подверженной воздействию поломок становятся детали подвески. Основными из них являются амортизаторы и пружины. Обсудим вопрос: нужно ли менять пружины при замене амортизаторов.

ДЛЯ ЧЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ПРУЖИНЫ АВТО?

Амортизатор и пружина всегда работают в паре , выполняя две части одной большой задачи – обеспечения плавности хода и управляемости машины. Пружина – это упругий элемент подвески, которая смягчает толчки и удары от езды по неровной дороге. После наезда на препятствие колесо отрывается от земли и становится неуправляемым.

Задача пружины – как можно скорее вернуть его на место, но после удара о дорогу колесо отскакивает назад, и чем более мягкая пружина – тем сильнее она может сжаться и поглотить больше энергии. Т.к. эта энергия расходуется очень медленно, то колебания долго не будут затухать, подпитываясь новыми толчками от неровностей на дороге. Для решения этой проблемы на помощь приходит амортизатор, который предназначен для быстрого гашения колебаний колеса путём преобразования в тепло колебаний кузова и подвески.

Читать еще:  Рено дастер устройство полного привода

За счёт своей сложности, амортизатор является менее надёжным устройством, требующим периодической замены при ухудшении качества работы.

НУЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ПРУЖИНЫ ПРИ ЗАМЕНЕ АМОРТИЗАТОРОВ?

Нормальная работа подвески возможна только при правильном взаимодействии и полном выполнении своих функций амортизатором и пружиной. В то время как пружины удерживают массу машины, их движения контролируются амортизаторами – соответственно они зависят друг от друга. Если какой-то из компонентов «не дорабатывает», то он перекладывает часть работы на «партнёра». Если проседает пружина, то перегруженный дополнительной работой амортизатор гораздо быстрее выходит из строя, а плохой амортизатор не может нормально ограничивать движения пружины и раскачивает автомобиль.

Почему теряет свои свойства такое сложное устройство как амортизатор, более-менее понятно, но почему теряет свои свойства пружина? Это происходит из-за:

  • Усталости металла в зависимости от её естественного износа;
  • Повреждений поверхности пружины (трение, камни, полное сжатие пружины);
  • Частой перегрузки автомобиля или преодоления на скорости неровных участков дороги;
  • Коррозии метала (повышенная влажность, влияние дорожной соли).

Наиболее оптимально при замене амортизатора также поменять пружины, но это дорого и не так обязательно, учитывая что визуально невозможно определить некоторые характеристики пружин, к примеру степень усталости металла.

Установка новых амортизаторов в комплекс со старыми, иногда начинающими ржаветь пружинами – это ремонт подвески наполовину при укорачивании срока службы амортизаторов. При одновременной замене амортизатора и пружины, подвеска восстановится до оригинального состояния, и как дополнительный бонус, часть затрат возместится за счёт экономии на двойной оплате трудозатрат.

Выбор всегда за Вами, тем не менее, пружины ВСЕГДА меняются при:

  • Поломке пружины (обычно они ломаются в самом верхнем или нижнем витках);
  • Видимой коррозии или повреждении металла;
  • Снижения высоты автомобиля (необходимо измерить и сравнить расстояние между центром колеса и краем колёсной арки на всех четырёх колёсах);
  • Неравномерность горизонта машины (разница в высоте передней и задней части машины);

Если всё нормально, то допускается менять пружины при каждой второй замене амортизаторов. Тем не менее, если часто ездите в машине один, то при замене амортизаторов без замены пружин рекомендуется поменять правую и левую пружины местами, потому что левая сторона бывает чаще нагруженной за счет веса водителя.

Необходимо напомнить, что как и амортизаторы, пружины меняются парами на ось , иначе из-за разного состояния пружин возникнет дисбаланс подвески, что отразится на управляемости.

Нужно ли менять пружины при каждой замене амортизаторов на автомобиле

К сожалению, даже в двадцать первом веке общее состояние дорог в России далеко от совершенства. Разбитый асфальт, выбоины и прочие неровности медленно (а иногда и быстро) уничтожают наши автомобили. И главный удар приходится по подвеске.

Амортизаторы (демпферы) и пружины – основные детали ходовой части, отвечающие за смягчение ударов при движении авто. Надо ли их менять одновременно? Можно ли при замене амортизаторов пружины оставлять старые? Давайте подробнее разберемся в этих вопросах.

Что такое амортизаторы и пружины

Амортизатор и пружина – неразрывный дуэт. Их главная задача сделать ход автомобиля максимально плавным и подконтрольным рулевому управлению.

Пружина за счет своей упругости сглаживает тряску и удары, которые неизбежны при движении машины по неровностям дороги. Когда автомобиль на любой скорости наезжает на яму, колесо подскакивает вверх. На мгновение происходит потеря сцепления резины с поверхностью дороги. Задача пружины – как можно быстрее придавить колесо вниз к дороге, потому что «подскок» блокирует рулевое управление.

Но пружина не просто давит вниз. Она совершает колебательные движения, гася энергию удара. Количество колебаний зависит от упругости пружины. Чем мягче сталь, из которой изготавливалась железная спираль, тем сильнее сжатие и гашение энергии удара.

В действие вступают те же силы, которые позволяют баскетболисту вести мяч. Колесо выступает в роли мяча. Если бы не было амортизаторов, то автомобиль постоянно раскачивался бы вверх-вниз на пружинах при езде по неровностям. Амортизатор гасит колебательные движения пружины. При этом энергия колебаний кузова превращается в тепло, от чего корпус амортизатора нагревается.

Демпфер устроен намного сложнее, чем пружина. А все мы знаем, что сложные системы ломаются чаще, нежели простые. Поэтому амортизатор изнашивается быстрее пружины.

Когда нужно и не нужно менять пружину при замене амортизатора

Максимальная эффективность подвески достигается только при правильной работе пары пружина-амортизатор. Эти два элемента дополняют друг друга и по отдельности становятся бесполезными.

Пружина удерживает массу автомобиля, а амортизатор гасит раскачивания и колебания. В норме нагрузка равномерно распределяется между двумя этими деталями подвески. Но если один из компонентов выходит из строя, второму приходится работать за двоих.

Если пружина становится очень мягкой (например, от старости), то амортизатор принимает на себя огромную нагрузку. В таком режиме демпфер долго не проработает и быстро сломается. Изношенный же амортизатор перестает ограничивать движения пружины. Машина начинает «прыгать» на дороге, из-за чего ей становится практически невозможно управлять, что может вести к ДТП.

Читать еще:  Затяжка гбц нива шевроле

Качество пружины влияет не только на плавность хода. От нее зависят сила сцепления колеса с дорогой, управляемость и тормозные качества автомобиля.

Несмотря на простоту устройства, пружина постепенно теряет свою упругость. Причин этого может быть несколько:

  • естественный износ металла, который приводит к его «усталости»;
  • повреждающие факторы (отскакивающие от дороги камни, трение, частое полное сжатие);
  • частая перевозка тяжелых грузов;
  • быстрый проезд неровностей на дороге;
  • коррозия металла, ускоренная дорожной солью и повышенной влажностью;

Нужно ли всегда менять пружину вместе с заменой амортизатора? Этот вопрос можно часто встретить на автомобильных форумах. Практически в любом автосервисе мастера скажут, что «да, одно без другого не меняется». В идеале действительно замену пружины можно производить вместе со сменой амортизатора, но это не обязательное условие.

Если при визуальном осмотре вы не обнаруживаете явных следов коррозии и износа пружины, то ее можно оставить. Также будет нелишним проверить ее на мягкость.

Обратите внимание: Оставляя старую пружину, водитель идет на небольшой риск. Иногда визуально определить состояние детали не так просто. Если пружина потеряла свои рабочие качества, то замененный амортизатор придет в негодность быстрее, чем бы это произошло с новой пружиной.

Заменив оба компонента системы амортизации, водитель может быть точно уверен в ее идеальном состоянии.

Существуют ситуации, когда пружину нужно менять в обязательном порядке:

  • в случае поломки любого витка (пружины ломаются чаще в верхней или нижней части);
  • при явных коррозийных процессах;
  • уменьшения высоты между колесными арками и поверхности дороги (пружина проседает);
  • при явной разнице в высоте задней и передней части автомобиля;

В любых других случаях пружину можно менять через одну замену амортизатора.

Если вы не возите пассажиров, то при замене демпфера левую и правую пружины стоит поменять местами.

Важно напомнить, что амортизаторы и пружины меняются всегда в паре на одной оси. Это делается для того, чтобы избежать несбалансированности подвески. А дисбаланс подвески ухудшает управляемость автомобилем.

Нужно ли менять пружину, при замене амортизатора?

Плохое состояние дорог очень часто приводит к тому, что самой слабой деталью автомобильной подвески становятся составные части подвески.

Основными из них становятся амортизаторы или пружины. Часто задаваемый вопрос состоит в том, следует ли менять пружины, при замене амортизаторов?

Использование амортизаторов. Работа амортизатора и пружины всегда выполняется в паре, для обеспечения двух составных частей одной задачи — плавность хода и управляемость машины. Пружиной называется упругий элемент конструкции подвески, выполняющий функцию смягчения толчков и ударов при езде по неровностям дороги. После того, как колесо вследствие наезда на препятствие оторвалось от земли, оно становится практически неуправляемым.

Задачей же пружины становится обеспечить как можно более быстрое возвращение его на место. Проблема в том, что после удара о дорогу, колесо может снова отскочить, а с повышением степени мягкости пружины увеличивается и степень ее сжатия, и количество поглощенной энергии. По причине очень медленного расходования этого типа энергии, затухание колебаний также будет достаточно медленным, так как они будут подпитываться от новых неровностей на дороге. В такой ситуации на помощь придет амортизатор, задачей которого становится гашение колебаний за короткое время, преобразовывая их в тепловую энергию колебаний кузова.

По причине сложности конструкции, надежность амортизатора намного меньше и его составные части требуют периодической замены.

Замена деталей подвески. Нормальное функционирование подвески может быть обеспечено только при необходимой степени взаимодействия и полноценном выполнении назначенных им функций амортизатором и подвеской. Тогда как пружины удерживают машину на месте, амортизатор выполняет контроль их движения, что означает их зависимость друг от друга. В случае, если какая-то из составных частей срабатывает не в полной мере, то имеет место перекладывание части работы на другую. Например, если пружина не может удержать машину на месте, то сокращается срок службы амортизаторов. И наоборот, если амортизатор не обеспечивает нормальное гашение колебаний, то автомобиль слишком сильно раскачивается.

От того, в каком состоянии находится пружина, будет зависеть и то, как машина держит дорогу, и величина отрицательного влияния на амортизаторы и их наконечники, а также тормозные показатели автомобиля. По какой же причине пружина может терять свои свойства?

Это может происходить из-за:

  • Наличия усталостей в металле по причине естественного износа;
  • Поврежденных участков поверхности, причинами возникновения которых могут стать трение, камни, удары о поверхность;
  • Чрезмерной нагрузки на машину либо езда по неровным участкам дороги на высокой скорости;
  • Проявлений коррозии.

Наиболее оптимальным действием также становится одновременная замена пружины и амортизатора.

Обязательная замена амортизаторов выполняется в следующих случаях:

  • Их неисправности (наиболее частые поломки случаются в верхнем или нижнем витке);
  • Видимых проявлений коррозии либо повреждений металла;
  • Уменьшения высоты автомобиля;
  • Появление разницы в высоте передней и задней частей автомобиля.

Итог. Если же состояние пружин нормальное, то их замену рекомендуется выполнять один раз на две замены амортизаторов. Для тех водителей, кто часто передвигается один, стоит поменять местами левую и правую пружину, чтобы избежать перекоса автомобиля, так как на левую сторону приходится больший вес водителя с увеличенной частотой, чем уравновешивание.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector