0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как определить неисправность стойки стабилизатора — отвечают эксперты

Как определить неисправность стойки стабилизатора — отвечают эксперты

Стойка стабилизатора является одной из самых простых, но жизненно важных деталей автомобиля. Без неё сложно было бы вообще представить комфортное вождение и в целом безопасность водителя и его пассажиров. Стойки по умолчанию комплектуются вместе с новым автомобилем, но уже на определенном количестве пробега эта запчасть полностью изнашивается и её нужно менять. Как определить неисправность стойки стабилизатора — расскажем в этой статье.

Как проверить стойки стабилизатора

Из популярного стихотворения Карамзина мы помним, что «ничто не вечно», в том числе и стойки стабилизатора. Как и любая другая деталь, конструкция их подвластна поддаваться разрушительному действию времени вперемешку с внешними факторами. Чем больше бездорожье, хуже качество и больше времени тратиться на преодоления дорог, тем быстрее изнашиваются и портятся стойки стабилизатора. Возникает резонный вопрос «Как проверить стойки стабилизатора?» и как это сделать человеку без внушительного багажа знаний в механике, или богатому опыту ремонта транспортных средств?

Следует помнить, что базовая проверка состояния стабилизационных стоек и втулок проводится во время ежегодного технического обслуживания транспортных средств. Опытные механики знают куда, на что и как смотреть для качественной диагностики. В случае, если у вас возникли сомнения в подобном сервисе, либо вы столкнулись с проблемами и хотите убедиться в их наличии можно использовать очень легкую и самостоятельную экспресс-проверку стоек стабилизатора (если вы не знаете, как проверить втулки стабилизатора, этот способ также отлично подойдет).

Для начала необходимо снять колесо. Когда колесная арка станет свободна, чтобы добраться до стойки, необходимо сделать максимальный поворот рулевого колеса в любую из сторон. «Оголенную» стойку, возьмите рукой в серединной трети и покачайте из стороны в сторону. При наличии проблемы, будет наблюдаться расшатанность и «люфт».

Какого крена: как узнать, что пора менять стойки стабилизатора

Мы часто в материалах о подержанных автомобилях пишем что-то вроде «стойка стабилизатора – это расходник». Наверняка вы встречали такую фразу, например, в обзорах Бориса Игнашина. Говорит он так не потому, что не считает стойку дорогой или важной деталью, а потому что это факт: стойки стабилизатора выходят из строя чаще других деталей ходовой части, а цены на них обычно невысокие. Отсюда и отношение к ним как к расходникам. Однако это не значит, что деталь эта неважная. Она ещё какая важная, хотя при желании можно ездить и вовсе без неё. Но лучше так не делать.

Теория крена

Задача стоек стабилизатора – держать сам стабилизатор. Поэтому начнём с него.

Логично, что в повороте машина вынуждена крениться (центр тяжести у неё расположен всё-таки не в точке контакта колёс с дорогой, а значительно выше, так что от центробежной силы никуда не деться). Сам по себе крен – штука не самая приятная. И не из-за того, что в салоне качающейся машины всех быстро начнёт тошнить, а из-за того, что во время крена сильно изменяется нагрузка на внутренние и наружные по отношению к центру поворота колёса. А это влияет не столько на комфорт, сколько на управляемость. Стабилизатор поперечной устойчивости должен эту проблему решать.

Особенно актуально это для самой распространённой передней подвески типа МакФерсон. Теоретически углы развала колёс у неё постоянные, но как раз в крене, при большой разнице нагрузки на колёса, угол развала меняется. Вроде бы ничего с этим сделать нельзя – такая особенность конструкции, но стабилизатор всё-таки делает. Если возникает крен, противоположные концы стабилизатора начинают перемещаться в противоположных же направлениях. В средней части возникает момент, который препятствует относительному перемещению колёс. В итоге не только перестаёт расти крен, но и более равномерно распределяется нагрузка на внутреннее и внешнее колесо. Так что стабилизатор полностью соответствует понятию гениальности: очень простая, но эффективная железка. Конечно, бывают и сложные стабилизаторы, жёсткость которых регулируется автоматически или по команде ЭБУ, но это другая история. Сегодня речь идёт об обычных «стабах».

Стойки стабилизатора – это детали, которые крепят его к кузову. Конечно, приварить его было бы проще, но стабилизатор не может быть неподвижным. Его задача – шевелить концами для создания вращающего момента, который прижимал бы отрывающееся колесо обратно к дороге. Поэтому сам он стоит во втулках (чтобы немного вращаться), а его стойки имеют подвижные соединения. Иначе они бы просто отломились, а сама конструкция не смогла бы работать. Соединения бывают разными: с шаровыми шарнирами или со втулками. С одного конца у них может быть резьба, но с другого обязательно будет что-то подвижное. Наиболее распространённое крепление – шаровое соединение. Штука очень подходящая по своим возможностям, но, к сожалению, не вечная. Особенно в случае со стойкой, которая постоянно испытывает переменные нагрузки. Со временем шаровое соединение начинает люфтить, скрипеть и стучать. И это неизбежно.

Читать еще:  Как слить бензин с ваз 2110 инжектор

Смазка, пыльник, но не ШРУС

Понятно, что именно это соединение и становится со временем причиной появления непотребных звуков. А конструкция здесь абсолютно типичная для многих других автомобильных шаровых соединений: стальной шаровый палец стоит в пластиковом посадочном месте, всё это обмазано смазкой и закрыто пыльником. Ничего нового. Нечто подобное есть и в наконечниках рулевых тяг, и в ШРУСах (кроме самого пальца), и во многих других местах. Основное преимущество такого соединения – дешевизна конструкции.

Почему стойка разваливается? Первая причина, конечно, обусловлена особенностью работы стойки. Стабилизатор её постоянно пытается то сжать, то растянуть. И при этом немного проворачивает. Само собой, во временем пластик стачивается, и шаровая начинает скрипеть (как, например, и шаровая опора колеса – тут тоже много общего).

Вторая причина – это естественное старение смазки. Тут объяснять нечего.

Третья – это порванный пыльник. Смазка из соединения вымывается, зато вместо неё туда попадают пыль, песок и вся остальная дорожная грязь.

Четвёртая причина – это наши дороги, помноженные на особенность управления автомобилем некоторыми личностями. Нет в ходовой части машины такой детали, которая относилась бы благосклонно к ямам и ухабам. И стойка стабилизатора – не исключение. Интересно, что часто мы их убиваем специально. Например, когда переезжаем рельсы или лежачие полицейские под углом. Это, конечно, бережёт другие детали, более дорогие, но заметно снижает ресурс стоек стабилизатора. Потому что они изнашиваются сильнее всего именно при диагональной нагрузке, которую пытаются всеми силами компенсировать. Кстати, именно поэтому на некоторых серьёзных внедорожниках стабилизатор можно отключать: это позволяет увеличить ходы подвески, ограниченные именно этим стабилизатором.

Разумеется, к этой же опере относится и скоростное прохождение поворотов. С одной стороны, стабилизатор со стойками для этого нужен, с другой, нагрузка при таком манёвре максимальная. С этим надо просто смириться.

Что и как?

Каждый владелец, который проехал на своей машине достаточно много, знает, как распознать износ стоек стабилизатора. Они издают такие неповторимые звуки, что перепутать их с чем-то другим очень сложно. А вот если пришлось сесть в незнакомую машину (например, после покупки на вторичном рынке), можно немного растеряться. Поэтому напомню, как понять, что стойки придётся менять.

Скажу сразу: определить износ стойки по поведению машины достаточно сложно. Часто говорят о том, что машина начинает сильнее крениться в поворотах, становится хуже управляемость, на трассе машина начинает рыскать. По-моему, это всё не так однозначно и может быть последствием очень разнообразных поломок, так что полагаться на эти признаки я бы не стал. Тем более что есть более однозначные – звуки.

Сильнее всего стойки стабилизатора реагируют на поперечные нагрузки (стабилизатор не зря называется стабилизатором поперечной устойчивости). Чаще всего они начинают скрипеть и стучать при попытке диагонального вывешивания. Если в машине ничего не стучит, но при медленном проезде глубоких ям слышен скрип или даже стук – это стойки стаба. Звук бывает довольно громким, но глухим. Его локализация изнутри салона часто затруднительна, но если покачать машину, источник выдаст себя скрипом в районе колеса. Похожим образом может скрипеть и шаровая опора, но обычно она ведёт себя тише (если ещё не совсем раздолбана).

Хороший способ убедиться в том, что источник звука определён верно – это не торопясь дважды проехать через «лежачего полицейского». Сначала это надо сделать строго перпендикулярно, потом – под углом. Если в первом случае ходовая молчала, а во втором заскрипела – это точно стойки стабилизатора.

Если рядом есть верный товарищ, можно пойти другим путём: вывернуть колеса в сторону и взяться за стойку рукой. Товарищ (не только верный, но и сильный) должен машину покачать. Чувствуете люфт – меняете стойки. Исправные стойки люфтить не должны.

Читать еще:  Как промыть дроссельную заслонку

Другой хороший способ поможет, если слышен только скрип. Можно попробовать брызнуть на шаровое соединение «вэдэшкой». Если звук после этой операции пропадёт или станет тише, то это опять-таки стойка. Кстати, звук может пропасть и на неделю, так что если он бесит, но менять стойки пока некогда, можно протянуть некоторые время на «вэдэшке».

Большого повода бояться стуков стоек нет. Машина может ездить вообще без них (и без самого стабилизатора тоже). Хуже, конечно, но может. Ломаются окончательно стойки тоже редко. Чаще они ломаются в самом тонком и, соответственно, слабом месте стержня стойки. Но и это тоже нестрашно, хотя стук будет сводить с ума. Кстати, сам стабилизатор тоже может сломаться. Но такое бывает у совсем старых машин, где в силу возраста стабилизатор просто сгнивает.

Жаль, но срок службы стоек действительно ограничен. Где-то они служат вообще по 20-30 тысяч километров, где-то могут прослужить и сто. В любом случае при первых звуках, которые начнут раздаваться из-под днища новой машины, первым делом нужно проверить именно стойки – деталь с наименьшим ресурсом.

Ну и последнее: стойка стабилизатора – не та деталь, которую можно ставить только оригинальной. Обычно есть большой выбор аналогов, которые ничем не уступают оригиналу, но стоят намного дешевле. И это прекрасно.

Когда пора менять стойки стабилизатора?

Такие элементы конструкции автомобиля как стойки стабилизатора, ломаются чаще чем другие детали ходовой части. При этом, их стоимость, обычно, не высока, поэтому они расцениваются как расходники. В то же время, это не значит, что данный элемент не имеет большой значимости. Деталь на самом деле важна, хотя при желании, можно ездить и без неё, но, лучше этого не делать.

Предназначение стоек стабилизатора — удерживать сам стабилизатор, поэтому для начала выясним, что именно он из себя представляет.

Зачем нужен стабилизатор поперечной устойчивости (СПУ)

Вполне естественно, что автомобиль при прохождении поворотов кренится, ведь центр тяжести у него высокий и от центробежной силы никуда не деться. Крен — явление мало приятное, в первую очередь из-за того, что в момент наклона значительно изменяется нагрузка на внутренние и наружные по отношению к центру поворота колёса. Это отрицательно влияет не столько на комфорт, сколько на управляемость. Именно стабилизатор поперечной устойчивости призван решить данную проблему.

Особенно этот компонент актуален для самой популярной подвески MacPherson. Теоретически углы развала колёс у МакФерсон не изменяются, но в момент крена, из-за большой разницы нагрузки на колёса, изменяется угол развала. И казалось бы, что тут уже сделаешь, ведь это особенность конструкции. А вот стабилизатор как раз и придумали для исправления данного недоразумения.

При возникновении крена, противоположные концы стабилизатора начинают перемещаться в противоположных направлениях. В средней области образуется момент, препятствующий относительному перемещению колёс. Результатом этого является не только прекращение увеличения крена, но и более равномерное распределение нагрузки между внутренним и внешним колесом. Безусловно эффективное и при этом очень простое приспособление.

В принципе, инженеры создают и сложные СПУ, жёсткость которых регулируется автоматически или по команде электронного блока управления. Но в теме речь идёт о традиционных изделиях.

К кузову стабилизатор крепится посредством стоек. Можно было бы его просто приварить намертво, но это не тот случай — изделие должно двигаться. СПУ шевелит концами создавая тем самым вращающий момент, прижимающий колесо, которое отрывается от поверхности дороги обратно к ней. Поэтому деталь установлена во втулках, а у её стоек имеются подвижные соединения. При жёсткой фиксации они бы просто отломились, а сама конструкция не смогла бы функционировать.

Соединения бывают с шаровыми шарнирами либо со втулками. На одном конце у них может быть резьба, а вот с другой стороны будет что-то подвижное. Самым распространённым креплением является шаровое соединение. Деталь весьма подходит по своим возможностям, но, к сожалению, не долгоиграющая. В случае со стойкой стабилизатора постоянно испытывающей переменные нагрузки, элементу приходится особенно тяжко. Со временем шаровое соединение неизбежно начинает люфтить, стучать и поскрипывать.

В конструкции данного шарового соединения нет ничего нового: стальной шарообразный палец установлен в пластиковом посадочном месте, всё это смазано и защищено пыльником. Основным плюсом данного соединения является дешевизна конструкции.

По каким причинам стойка разрушается

  1. Первая причина — специфика работы. СПУ постоянно пытается то сжать стойку, то растянуть и вдобавок немножко проворачивает. Ясное дело, по ходу эксплуатации пластик срабатывается и шаровая начинает издавать скрип. Тут много общего с шаровой опорой колеса.
  2. Естественное устаревание смазочного материала.
  3. Порванный пыльник. Смазка из узла в этом случае будет уходить, а её место займёт дорожная грязь.
  4. Наши дороги и неадекватный стиль вождения. В ходовой транспортного средства нет такого элемента, который терпеливо выдерживал бы ямы и ухабы российских «направлений». Стойка СПУ исключением не является.
Читать еще:  Разболтовка на газ 3110

Взять например случаи, когда водители переезжают рельсы и лежачих полицейских под углом. Это сберегает другие компоненты ходовой, более дорогостоящие, а вот ресурс стоек стабилизатора при таких манёврах снижается заметно. Ведь именно при диагональной нагрузке, которую стойки пытаются компенсировать изо всех сил, они изнашиваются наиболее интенсивно.

Именно поэтому на некоторых серьёзных внедорожных автомобилях есть возможность отключать СПУ. Это увеличит ход подвески, который ограничен стабилизатором.

К «неправильным» манёврам относится и прохождение поворотов на высокой скорости. СПУ со стойками в общем то для этого и придуман, только вот нагрузка на них при таких условиях максимальная.

Как распознать износ?

Каждый автолюбитель, намотавший на своём автомобиле солидный пробег знает, как выяснить что стойки стабилизатора износились. Некондиция издаёт такое шумовое сопровождение, что перепутать его с чем-либо другим довольно сложно. А вот если сесть не в свою машину, то можно запросто растеряться от непонимания, что же это там так шумит. Естественно, нужно знать, как определяются стойки, которые нужно пускать под замену.

Сразу стоит оговориться — выявить износ по поведению авто довольно затруднительно. Некоторые полагают, что если в поворотах наблюдаются более сильные крены, становится хуже управляемость и транспорт начинает рыскать по трассе, то стойкам время подошло. Если говорить на чистоту — перечисленное, не так однозначно свидетельствует о поломке. На самом деле, это может быть следствием самых разных неисправностей, так что, полагаться на выше сказанное будет не благоразумно — есть более однозначные звуки.

Самая сильная реакция стоек — на поперечные нагрузки. Чаще всего эти детали начинают стучать и скрипеть в момент попытки диагонального вывешивания. Если в автомобиле ничего не стучит, но при неспешном проезде глубоких ям слышится скрип или стук, знайте — это стойки СПУ. Звучание бывает довольно громким, но не звонким.

Определить источник звука находясь в салоне затруднительно, поэтому автомобиль нужно покачать и источник должен выдать себя поскрипыванием в области колеса. Подобным образом может скрипеть и шаровая опора, но, как правило, она потише, если конечно не в край раздолбана.

Вот ещё один способ точного определения: нужно медленно дважды проехать через лежачего полицейского. Первый раз это нужно сделать строго перпендикулярно, а второй раз — под углом.

Если при первом подходе ходовая промолчала, а при втором откликнулась скрипом — это точно стойки. Если рядом есть кому помочь, можно проделать следующую операцию. Выворачиваем колёса в сторону и берёмся за стойку рукой. Напарник в это время должен покачать автомобиль. Исправные элементы не должны люфтить, если почувствуете люфт — стойки под замену.

Если вы слышите только скрип, то можно попробовать такое: брызните на шаровое соединение универсальным аэрозолем WD-40. Если звук после проведения процедуры исчезнет либо, станет тише, то это стойка. После обработки «вэдешкой», скрип может не давать о себе знать и неделю. Так что, если он сильно донимает, но подвергнуть стойки замене по каким-либо причинам пока не можете — WD-40 избавит вас от дискомфорта на некоторое время.

Слишком опасаться стука стоек стабилизаторов не стоит — авто может передвигаться вообще без них и без СПУ кстати тоже. Будет конечно хуже, но ездить можно. Окончательный выход из строя стоек наблюдается редко. Чаще всего детали ломаются в самом тонком месте стержня стойки. Но даже это не страшно, хотя стук изрядно подпортит вам нервы. Сам СПУ тоже может сломаться, однако такое недоразумение имеет место у совсем старых средств передвижения, где от продолжительного срока эксплуатации стабилизатор поперечной устойчивости просто-напросто сгнивает.

Стойки работают по 20-30 тыс. км пробега, а в некоторых случаях могут отпахать и все 100 000 км. В любом случае при проявлении первых звуков доносящихся из-под днища новенького автомобиля, в первую очередь нужно уделить внимание именно стойкам стабилизаторов — элементам с наименьшим ресурсом.

Ну и последнее, стойку СПУ можно ставить необязательно оригинальную. Как правило, имеет место большой выбор аналогов, ничем не уступающих оригиналу, однако ценники на них куда более приемлемые и это не может не радовать.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector