0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулировка клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Регулировка клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Причиной возникновения ряда неисправностей в работе двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, наряду с неисправным или не отрегулированным карбюратором, могут являться увеличенные либо уменьшенные тепловые зазоры в клапанном механизме.

Чтобы выявить истинного виновника проблем с двигателем послушаем как работает этот самый двигатель на холостом ходу. Верным признаком увеличенных тепловых зазоров будет являться хорошо различимое на слух звонкое тарахтение под клапанной крышкой. При уменьшенных зазорах тарахтения слышно не будет, но возможен постоянный перегрев двигателя, частые хлопки в глушитель, заметное снижение мощности и приемистости.

В любом случае стоит провести регулировку клапанов. Это нормализует работу как газораспределительного механизма в частности, так и двигателя в целом. Вполне возможно, что имеющиеся до этого проблемы в его работе исчезнут, после такой регулировки, сами собой.

Необходимые инструменты

— Приспособление для регулировки клапанов с фиксатором

Или две отвертки, если нет приспособления. Одна должна быть длинная и мощная для отжатия толкателя с шайбой вниз, вторая шлицевая с широким лезвием (не менее 10 мм) для фиксации толкателя в нажатом положении.

Приспособление для регулировки клапанов двигателя автомобиля

— Набор плоских щупов

— Накидной ключ на 17

— Набор регулировочных шайб

Необязательно, так как необходимые по размеру шайбы можно купить по отдельности после замера тепловых зазоров.

Шайбы разных размеров для регулировки клапанов двигателя

Подготовительные работы

Регулировка клапанов проводится на холодном двигателе, поэтому если ваш двигатель на данный момент прогрет, дайте ему остыть не менее 1-го часа.
— Снимаем корпус воздушного фильтра.
— Снимаем кронштейн тяги привода дроссельной заслонки.
— Снимаем клапанную крышку двигателя.
— Снимаем защитную крышку ГРМ.
— На шкиву распредвала делаем еще три метки. Для этого считаем на нем число зубьев и делим на четыре части.

Дополнительные метки на шкиву распредвала

— Совмещаем установочную метку на шкиву распредвала с выступом на задней крышке ГРМ. Поршни первого и четвертого цилиндров приходят в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
— В лючке на картере сцепления убеждаемся, что длинная метка (риска) на маховике находится напротив середины треугольного выреза шкалы углов опережения зажигания.

Метка на маховике двигателя 2108, 21081. 21083

Перед проведением регулировки клапанов на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 необходимо провести проверку тепловых зазоров, чтобы выяснить общую картину технического состояния клапанного механизма данного двигателя.

Измерение теплового зазора при помощи щупа

Регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя автомобиля

Рассмотрим , в качестве примера, регулировку третьего клапана.

— Устанавливаем шкив в положение, когда установочные метки совпадают (верхняя мертвая точка)

Поворачиваем его на 3-4 зуба (40-50 0 ) по часовой стрелке.

— Устанавливаем приспособление для регулировки на головку блока

Если его нет, берем две отвертки. Длинную и мощную будем использовать в качестве рычага, ту которая поменьше — шлицевую, для фиксации толкателя.

— Разворачиваем толкатель прорезью к себе (в сторону радиатора)
— Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем
— Нажимаем вниз рычаг приспособления и утапливаем толкатель вниз

Вместо приспособления можно использовать длинную отвертку. Опираясь ею на кулачок, также утапливаем толкатель.

— Устанавливаем между кромкой толкателя и распредвалом фиксатор, который удерживает толкатель в нажатом положении

Если фиксатора нет, вставляем плашмя лезвие шлицевой отвертки. Необходимо чтобы фиксатор стоял точно на кромке толкателя и не мешал вынимать регулировочную шайбу.

Читать еще:  Газ 66 регулировка клапанов
— Пинцетом, через прорезь в толкателе извлекаем регулировочную шайбу

На ее поверхности может быть нанесена маркировка ее толщины. Если маркировка стерлась, придется измерять ее толщину микрометром, а при отсутствии такового подбирать новую опытным путем.

Регулировка клапанов Приспособление и толкатель, схема

— Рассчитываем толщину новой шайбы по формуле:

— для впускных клапанов Z=Y+X-0,2 мм ;

— для выпускных клапанов Z=Y+X-0,35 мм ;

Z – расчетная толщина новой шайбы;

Y – толщина снятой шайбы;

X – зазор определенный по щупу.

Подбираем новую шайбу с маркировкой близкой к расчетной (±0,05 мм).

— Устанавливаем новую шайбу в толкатель, маркировкой вниз
— Отжимаем толкатель вниз и снимаем фиксатор

Проводим регулировку остальных клапанов поворачивая коленчатый вал на углы указанные ниже в примечаниях.
Снимаем приспособление для регулировки, ставим назад клапанную крышку и другие снятые детали.

Примечания и дополнения

Регулируем зазоры у пятого (выпускного) и второго (впускного) клапана

Регулируем зазоры у восьмого (выпускного) и шестого (впускного) клапана Регулируем зазоры у четвертого выпускного и седьмого (впускного) клапана

Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099

Зачем нужна регулировка клапанов

Легендарная отечественная «девятка» является одной из самых распространенных машин на отечественных дорогах. Она выпускалась с 1987 до 2004 г. Существует несколько модификаций автомобиля, среди которых наибольшую известность и популярность обрела модель ВАЗ-21099.

С конвейера сходили автомобили с карбюраторными и инжекторными двигателями. Они имели объем от 1,1 л до наиболее мощного 1,6 л. Независимо от типа двигателя его необходимо было периодически регулировать.

Опытные автовладельцы без проблем могут определить, когда пришло время отрегулировать клапаны. Для начинающих требуется обращать внимание на определенные показатели.

В процессе эксплуатации клапанов происходит их расширение. Стержни становятся длиннее, что меняет зазоры между торцами и толкающими кулаками. Зачастую такое увеличение может доходить до критических значений. Чтобы предотвратить это, требуется регулярная регулировка. Таким образом ненужные зазоры уменьшаются до нормальных значений. Примечательно, что подобная проблема относится не только к владельцам ВАЗ-2109, но и любого другого автомобиля, который имеет двигатель внутреннего сгорания.

ВАЗ-2109

Расположение

Практически во всех моторах клапаны находятся в блоке цилиндров. Для каждого из них требуется как минимум два таких изделия. Когда цилиндры закрыты, то клапаны прилегают к седлам.

В процессе работы на них приходится очень высокая механическая нагрузка с большим количеством выделяемой тепловой энергии. Для этого применяются специальные стали с добавлением компонентов для большей устойчивости от механических и тепловых нагрузок.

Кроме этого, все устройства делятся на два типа:

  • впускные клапаны. При их помощи подается топливо в цилиндр;
  • выпускные. С их помощью отработанные в процессе горения газы выходят из системы.

В рассматриваемом автомобиле разработчиками была изменена стандартная для предшественников схема с цепным приводом распределительного вала. Хоть подобная конструкция и была очень простой и надежной, но она требовала постоянных дополнительных настроек при определенном промежутке и отличалась повышенной шумностью. В модели 2109 верхняя часть поршня изменила форму путем создания специальных углублений для клапанов.

Кроме этого, при регулировке требуется четкая установка коленчатого и распределительного валов на одну ось. Это делается для того, чтобы придать им совместное проворачивание в процессе эксплуатации.

Когда проводить

Как для инжекторных, так и для карбюраторных двигателей нужна обязательная периодическая регулировка клапанов. Что касается производителя, то им установлена обязательная процедура при 20-30 тыс. км пробега автомобиля.

Большая часть автомобилистов для продления срока службы авто предпочитает не ждать установленного срока, а проводит регулировку на свое усмотрение. Такой вариант является более правильным, поскольку лишний ремонт никогда не повредит машине. Есть и такие, которые прибегают к проведению процедуры только тогда, когда в работе двигателя становятся четко слышны шумы.

Читать еще:  Фольксваген поло как открыть капот

Гидрокомпенсатор — специальное оборудование, которое устанавливается для проведения автоматического уменьшения зазоров клапанов. Им комплектуются почти все нынешние машины, поэтому они проще в эксплуатации. Кроме этого, возможна дополнительная установка гидрокомпенсаторов на ВАЗ-2109, однако это сложная и дорогостоящая процедура.

Момент, при котором требуется регулировка, можно определить при появлении следующих характерных признаков:

  • посторонние звуки во время работы мотора. Обычно это определенные постукивания, щелчки. Наиболее четко их можно услышать во время нажатия на педаль газа;
  • внезапное повышение расхода бензина без наличия кардинальных изменений в режимах езды и конструкции автомобиля;
  • снижение динамических показателей при езде;
  • снижение компрессии при эксплуатации или эффект, когда мотор «троит».

Наиболее часто необходимость в проведении процедуры проявляется именно металлическим звоном. При обнаружении такового нужна срочная регулировка клапанов, которую можно осуществить самостоятельно, или посетить станцию технического обслуживания.

Как отрегулировать клапана на ВАЗ 21099

  • Если автомобиль ездил, оставляем его остывать с открытым капотом часа на 2-3;
  • Отключаем от дросселя трос газа и его поддержку;
  • Отсоединяем от клапанной крышки все подключенные патрубки;
  • Откручиваем две гайки крепления клапанной крышки и снимаем крышку;
  • Поддомкрачиваем переднее правое колесо;
  • Включаем пятую передачу на КПП;
  • Проворачиваем двигатель до установки первого цилиндра в ВМТ;
  • Крепим на болты клапанной крышки приспособление для регулировки клапанов;
  • Регулируем тепловые зазоры клапанов, проворачивая двигатель за приподнятое колесо;
  • После регулировки клапанов собираем всё в обратной последовательности.

Детали всей процедуры регулирования зазоров клапанов ВАЗ 21099 смотрите в фотоотчете.

Приступаем к регулировке тепловых зазоров клапанов. Перед нами обычный вазовский двигатель с объемом 1,5 л.

Первым делом будем снимать трос газа. Откручиваем два болта крепления кронштейна болта, ключ на 10 мм.

Отверткой поддеваем фиксирующую скобу тросика и снимаем её.

Прокручиваем трос и вытаскиваем наконечник троса из своего посадочного места на дросселе.

Сняв трос будем отключать от клапанной крышки все патрубки. Откручиваем хомуты указанные стрелками.

И спереди двигателя снимаем патрубок картерных газов.

Теперь нам осталось открутить две гайки крепления клапанной крышки. Используем для этого ключ на 10 мм.

И снимаем крышку с двигателя.

Поддомкрачиваем переднее правое колесо и включаем пятую передачу на КПП. Таким образом мы сможем прокручивать двигатель прокручивая колесо. Крутить рекомендуется по часовой стрелки, как работает сам двигатель.

Для регулировки клапанов нам понадобиться специальное приспособление. Прикручиваем его к шпилькам крепления клапанной крышки, как показано на фото.

С помощью шприца со шлангочкой убираем всё масло в колодцах между клапанами, Чтобы оно не мешало нам регулировать клапана.

Чтобы не снимать кожух ГРМ и не заморачиваться с порядком регулировки клапанов, мы будем регулировать клапана в том цилиндре, где кулачки распредвала смотрят вверх. Такт работы двигателя — 1,3,4,2 цилиндры, поэтому в таком порядке и регулируем клапана. В данный момент у нас кулачки подняты на втором цилиндре, тут и проверяем какой зазор находится между клапаном и распредвалом. Если зазоры в порядке, то прокручиваем двигатель по часовой стрелке, пока кулачки распредвала на первом цилиндре не поднимутся вверх и меряем зазоры.

Если зазор не соответствует норме, нам придется менять регулировочную шайбу на шайбу с нужным размером. Прокручиваем стаканчик клапана так, чтобы прорезь, указанная стрелкой, смотрела на нас. С помощью прикрученного ранее приспособления вдавливаем клапан, нажимая на рычаг.

В комплекте с приспособлением для регулировки клапанов идет такой фиксатор, необходимый для фиксации клапана в нажатом положении.

Читать еще:  Расход топлива фиат дукато

Устанавливаем фиксатор между клапанами, как показано на фото.

Убираем рычаг, которым вдавливали клапан, и видим как фиксатор, упираясь в распредвал, держит клапан нажатым за край стаканчика.

С помощью пинцета поддеваем шайбу из стаканчика, через специальное отверстие.

И вытаскиваем её из под распредвала тем же пинцетом.

Находим на шайбе размер. Обычно, если шайба была установлена правильно, размер указан всегда.

Высчитываем, какой размер шайбы нам нужен. Расчет произвести не сложно если перед снятием был замерен точный зазор и на снятой шайбе указан размер. Берем новую шайбу большего или меньшего размера, на то количество единиц, которое не соответствовало нужному зазору клапана.

Если на шайбе размер не указан, тогда в помощь нам понадобиться микрометр. Промерять шайбу необходимо по центру.

Устанавливаем шайбу с нужным размером. Надписью с размером на шайбе необходимо устанавливать вниз, чтобы распредвалом её не стерло и было проще регулировать клапана в следующий раз. После установки шайбы необходимо снова измерить зазор. Если зазор всё равно не соответствует, то процедуру расчета необходимо производить заново.

После проверки и регулировки всех тепловых зазоров клапанов, можно снимать приспособление и приступать к сборке.

Вытираем и обезжириваем посадочное место под клапанную крышку.

Очищаем, обезжириваем и устанавливаем новую прокладку на крышку клапанов.

Устанавливаем крышку и новые уплотнительные резинки под крепления клапанной крышки.

Заканчиваем работу, подключая всё снятое и отключенное ранее.

Инструкция полезная? Да 4 Нет

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Таблица регулировки по инструкции завода

Марка автоВпускВыпуск
приора 211160,250,4
калина 2 21116
лада гранта 21116
гранта 21900,20,35
приора 2170
21114
21102
21099
21093
21083
11186
11183
2190
2115
2114
2113
2112
2111
2110
2109
2108
ваз 99
ваз 083
1118
11113 ока
1111 ока

Регулировка зазоров в приводе клапанов ВАЗ «ОКА» 1111 1988-2008

  1. Руководства по ремонту
  2. ВАЗ «ОКА» 1111 1988-2008
  3. Регулировка зазоров в приводе клапанов

Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, а при уменьшенном — полностью закрываться.
Зазор измеряют щупом на холодном двигателе (при температуре +20 °С) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана. Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного — (0,35±0,05) мм. Зазоры регулируют подбором толщины регулировочных шайб. В запасные части поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.

Считая от ремня привода распределительного вала: 1-й и 4-й клапаны выпускные, 2-й и 3-й — впускные.

Порядок регулировки зазоров не имеет значения.

Проворачивайте коленчатый вал только за болт крепления к нему шкива (запрещается проворачивать коленчатый вал за шкив распределительного вала).

Вам потребуются: ключ «на 10», ключ для гаек колес, отвертка, набор щупов, приспособление для регулировки зазоров в приводе клапанов, пинцет или пассатижи с узкими губками, микрометр (при необходимости).

ПРИМЕЧАНИЕ
Так выглядит приспособление для регулировки зазоров в приводе клапанов:
1 – приспособление для сжатия пружин клапанов; 2 – трубка для ВАЗа (4-цилиндрового двигателя); 3 – трубка для «Оки» (2-цилиндрового двигателя); 4 – фиксатор

При отсутствии специального приспособления для «Оки» можно воспользоваться приспособлением для переднеприводных моделей ВАЗ. В этом случае вместо прилагаемой к приспособлению трубки подберите трубку такого же диаметра и длиной не менее 21 мм. Просверлите в ней два отверстия диаметром около 10 мм на расстоянии 17,8 мм или просверлите дополнительное отверстие в трубке 2, прилагаемой к приспособлению, по указанным размерам (в этом случае приспособлением можно будет пользоваться только для регулировки зазоров «Оки»).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector