1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Велосипедные звездочки

Велосипедные звездочки

9 минут Автор: Михаил Скворцов 2463

  • Передаточное отношение ведущих и ведомых звезд
  • Овальные звезды, отличия от круглых
  • Виды закрепления звезд на кассете
  • Как почистить и смазать звездочки

Звезды – узлы трансмиссии для осуществления цепной передачи усилий от ног велосипедиста на заднее колесо. Звездочки для велосипеда играют первостепенную роль – без них он просто не поедет. Односкоростные модели снабжаются парой – ведущей и ведомой звездами. Велосипеды с многоступенчатой трансмиссией оснащаются скоростными наборами спереди (система) и сзади – трещотка или кассета.

Количество и размеры звезд определяют гибкость велосипеда в различных дорожных условиях. Благодаря правильному передаточному отношению, можно существенно снизить энергозатраты на поездку и перемещаться с комфортной скоростью. Долговечность деталей зависит от качества материала, стиля катания и качества обслуживания – при должном уходе даже «начальные» звезды прокатают дольше профессиональных, но запущенных.

Как снять звездочку на скоростном велосипеде

Конструкция многих велосипедов позволяет демонтаж и замену отдельных изношенных звезд. О том, как это сделать, читайте в наше статье. Итак, как же самостоятельно снять звездочку на скоростном велосипеде?

Особенности конструкции

Для начала разберемся в конструкции трансмиссии и терминологии. Звезды являются основными деталями, обеспечивающими передачу усилия в трансмиссии. Они бывают ведущими и ведомыми. Ведущие звезды находятся у шатунов, их принято называть системой. Ведомые звезды — те, что располагаются на заднем колесе.

Если точнее — на его втулке. По типу конструкции они могут быть трещотками или кассетами. Помимо звезд переднего и заднего колеса, третьим основным механизмом трансмиссии является переключатель на ручке руля — или манетка (шифтер).

Зачем снимать звездочки

Демонтаж старых звезд необходим при

  • Износе зубьев звездочки. Первыми при этом выходят из строя наиболее часто эксплуатируемые звезды.
  • Нарушении оригинальной геометрии детали. Причины здесь просты: попадание прутьев или веток в механизм. Конечно же, здесь можно попробовать выпрямить детали самостоятельно при помощи подручных инструментов, но опыт показывает, что такого ремонта хватает ненадолго.
  • Появлении в механизме волны. Этот признак отчетливо говорит о том, что звезда истощила свой ресурс и подлежит замене.
  • Наличии других признаков, говорящих об износе деталей.

Демонтаж и замена звезд системы

В систему входят три передние звездочки. Если байкер предпочитает скоростные тренировки, износ, вероятнее всего, затронет самую большую звезду. Если же велосипед эксплуатируется в условиях бездорожья, на резких крутых подъемах, скорее всего заменить придется самую маленькую звезду. Средние скорости, соответственно, приводят к износу средней звезды.

Читать еще:  Велоприцеп своими руками — что понадобится, этапы изготовления, для чего нужен велоприцеп

Современные шоссейные и горные модели велосипедов оснащены разборной системой, работа с которыми не затруднит даже новичка. Итак, нам понадобятся следующие инструменты:

  • накидной ключ
  • инструмент для снятия шатунов
  • шестигранники
  • новая звезда
  • смазка и ветошь/газеты

Алгоритм работы при демонтаже:

  1. Надежно фиксируем велосипед. Если в наличии имеется специальная подставка, лучше воспользоваться ей. Рама должна стоять ровно, без перекосов.
  2. Шестигранником откручиваем с правого шатуна осевой болт.
  3. Снимаем с правого шатуна педаль. Для этого можно воспользоваться рожковым ключом.
  4. Снимаем каретку. Для этого вставляем съемник в шатун. Вкручиваем его в резьбу до упора, проверяем, плотно ли от сидит на вале. В случае неправильной установки съемника, откручивание шатуна приведет к срыву резьбы.
  5. Устанавливаем накидной ключ на съемный инструмент, с силой вкручиваем его до упора. Шатун при этом должен выпасть из кареточного вала.
  6. Снимаем цепь со звезд системы.
  7. Две звезды в системе обычно скреплены между собой деталью, называемой пауком. Большая звезда сидит на самом шатуне. Необходимо открутить крепежные болты.

Работа успешно завершена. Мы произвели демонтаж системы.

Установка новых звезд происходит в порядке, обратном демонтажу:

  1. Устанавливаем звезду на паука, заткручиваем крепежные болты. Большая деталь заменяется вместе с правым шатуном, прикручиваются средняя и малая звезды.
  2. Шатун устанавливается на каретку. Перед установкой рекомендуется промыть, просушить и смазать кареточный вал.
  3. Ставим цепь на систему, вкручиваем шатун. Съемник при работе вращаем в противоположную сторону.
  4. Закручиваем фиксирующие гайки, ставим на место заглушки.
  5. Привинчиваем на шатун педаль.

При замене одной звезды, оставшиеся старые звездочки рекомендуется хорошо почистить. Смажьте систему перед ее установкой на каретку.

Как видите, замена передних звезд производится достаточной легко. Основным условием для успешной работы является наличие необходимых инструментов. Шатун — чувствительная деталь. Его демонтаж лучше всего производить съемником. Конечно, можно попытаться сэкономить на покупке инструмента и применить обычный молоток, но это чревато почти гарантированным повреждением детали. Шестигранники также являются обязательными для успешной операции.

После окончания работы обязательно проверьте, как функционирует трансмиссия. Все ли четко, имеется ли необходимость детальной настройки переключателя скоростей.

Снятие звездочки заднего колеса

Итак, переходим к демонтажу звезд заднего колеса. Набор звезд здесь в несколько раз превышает количество звезд переднего колеса. Как правило, это — 9 или 11 звездочек. Как мы уже писали выше, заднее колесо может быть оснащено кассетой или трещоткой.

Кассеты устанавливаются на современные модели велосипедов. На ось втулки они ставятся с помощью внутреннего шлицевого крепления. Трещотки же являются довольно устаревшим вариантом. В современных моделях они практически не встречаются, разве что на самых дешевых скоростных моделях. Трещотка как правило имеет от 5 до 7 передач, оснащена внешним резьбовым креплением.

Съемный механизм для трещотки отличается от съемника для кассет. Если вам необходимо приобрести инструмент, заранее уточните, какой вид детали имеет ваш велосипед.

Кассета

Основная особенность механизма заключается в его целостности. Запомните: трещотка не позволяет замену одной звезды. Даже если стерлась всего одна звезда, кассета меняется целиком. Давайте попробуем установить новую звезду на кассету.

  • съемник для кассетного механизма
  • хлыст-фиксатор для цепи
  • гаечный разводной ключ или же головка
  • выжимка для цепи
  • гаечные ключи
Читать еще:  Схема контроллера электровелосипеда, как подключить?

При снятии кассеты мы производим демонтаж заднего колеса, снятие осевых гаек. Удобно при этом почистить и цепь. Именно для ее снятия мы должны подготовить выжимку. При любом снятии деталей, всегда обращайте внимание на то, какие смежные механизмы стали доступны для промывки и чистки. Эта полезная привычка позволит поддерживать ваш байк в наилучшем состоянии.

Алгоритм работы при снятии кассеты:

  1. Ключом на 15 снимаем заднее колесо. Если колесо оснащено эксцентриковым креплением, просто разжимаем крепежный рычаг, ослабляем удерживающую гайку.
  2. Откручиваем осевые гайки. Для этого берем ключ на 17. Накидываем для фиксации они дополнительную гайку, отвинчиваем крепление с проворачивающейся оси.
  3. Выкручиваем аккуратно подшипниковый конус. С противоположной стороны вынимаем сам подшипник.
  4. Вынимаем конус и подшипник. Осматриваем компоненты втулки. Если они повреждены, важно поменять их на новые.
  5. В шлицы вставляем съемный механизм для снятия кассет.
  6. Фиксируем хлыст на нижней, то есть самой большой звезде. Мы будем проворачивать ее по часовой стрелке.
  7. С помощью головки или разводного ключа производим вращение съемного инструмента против часовой стрелки.

Демонтаж кассеты завершен. Как и в случае со снятием звезд переднего колеса, все основывается на знании алгоритма и наличии необходимых инструментов. На кассету можно установить одну или несколько новых звезд, но если износу подверглись все или почти все звезды, разумно сразу поменять весь механизм. Также лучше сразу сменить кассету при износе основной, самой большой звезды, так как именно на нее крепятся все другие звездочки.

Виды крепления звезд на кассете

Звёзды различаются по креплению:

  1. X-Dome.
  2. Open-Glide.
  3. Разборные.
  4. На блоках.
  5. На паук.

Каждый способ крепления имеет свои преимущества и недостатки.

Разборные на едином барабане с разделителям

Разборные крепления представляют собой кассету. Эта кассета состоит из нескольких звёзд. Они соединяются при помощи специальных винтов или заклепок. Все конструктивные элементы разделены между собой специальными перегородками. Количество конструктивных элементов варьируется от 1 до 11.

При необходимости кассету можно разделить. Кассету разделяют для замены конструктивных элементов.

Разборные на едином барабане с разделителями крепления имеют большой вес. Поэтому не приобрели широкую популярность среди профессиональных велосипедистов.

Разборные на едином барабане с разделителями крепления часто загрязняются. При этом произвести полную чистку не составит труда и займет немного времени. При сильном загрязнении необходимо проводить замену конструктивных элементов. И также существенным недостатком является постоянная нагрузка на барабан.

Читать еще:  Как выбрать и установить мотор колесо на велосипед?

Главным преимуществом разборных креплений является простота конструкции.

На паук

Крепления на паук пользуются большой популярностью. Потому что они сочетают в себе небольшой вес, универсальность и простоту. Такая конструкция практически не загрязняется. И также весомым преимуществом является небольшая нагрузка на барабан.

Главным конструктивным элементом такого крепления является легкосплавный каркас. На него крепят звёзды (2–3 штук) разного диаметра. Существенным недостатком крепления является высокая цена.

На блоках (нескольких пауках)

Главное отличие такого типа крепления — это наличие нескольких пауков. Крепление на блоках включает в себя несколько звёзд (2–3 штуки). Они закрепляются на барабане. Крепление на блоках разработала компания Shimano.

К преимуществам крепления на блоках относится:

  1. При необходимости можно заменить изношенную группу конструктивных элементов. При этом не нужно менять кассету.
  2. Можно легко подобрать новый блок.
  3. Высокая надежность.

Open-Glide

Универсальное крепление Open Glide разработала компания SRAM. Open Glide представляет собой цельную конструкцию. Такая конструкция имеет вид конуса. Специальная крышка закрывает дно этого конуса. Open Glide — очень легкое и надежное крепление.

Open Glide закрепляется на заднюю втулку. Такой тип крепления предназначен для шоссейных велосипедов. Главным недостатком Open Glide является высокая стоимость.

X-Dome

Конструкция X-Dome включает в себя различные типы звёзд:

  1. Средние. Изготавливаются из специальной стали, также добавляется молибден и хром. Благодаря этому существенно увеличивается рабочий ресурс системы. Соединяются в одну конструкцию.
  2. Крайние. Они изготавливаются только из алюминия. Устанавливаются на барабан.

X-Dome — это очень дорогая система. Многим она не по карману. К преимуществам X-Dome относятся:

  • небольшой вес;
  • прочность;
  • для изготовления используются качественные материалы;
  • универсальность.

Из каких материалов изготавливают велосипедные кассеты

Звезды кассет делают из:

  • стали,
  • алюминия,
  • титановых сплавов

Самый распространенный материал – различные марки сталей.

Дешёвые стальные кассеты изготавливают из сталей с низкой износоустойчивостью, но таких на рынке не очень много. Чаще всего это безымянные китайские производители.

Модели средней и высокой ценовой категории делают из высокопрочных хромомолибденовых и инструментальных марок сталей.

Серьезные производители всегда оцинковывают, хромируют или никелируют свои изделия для защиты от коррозии.

Алюминиевые звезды самые легкие, но и самые быстро изнашиваемые. Их цена выше изготовленных из стали.

Суперлегкие алюминиевые модели применяют спортсмены на важных соревнованиях. Они слишком быстро изнашиваются и поэтому для обычных велосипедистов не подходят.

Чаще всего алюминиевые сплавы используют для изготовления пауков, отдельных больших звезд и гаек для крепления кассеты на втулке.

Кассеты из титановых сплавов самые дорогие, но и самые износоустойчивые. Они легче, чем стальные, но тяжелее алюминиевых.

Большое значение в общем весе имеет не только материал, но и форма звезд.

Инженеры, при разработке каждой новой модели, постоянно ищут компромисс между жесткостью конструкции, её формой и весом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector