0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Планетарная втулка для велосипеда

Планетарная втулка для велосипеда

Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)

Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 09:00 до 23:00

  • Главная
  • Цены и условия
  • SKI сервис
  • Где мы находимся
  • SKI блог
  • Склоны Лен. области

Немного истории

Первая планетарная втулка для велосипеда – дело рук американского механика Стьюарда Томаса Джонсона. Свой компактный механизм он запатентовал в 1895 году, а всего через год англичанин Уильям Рейли предложил усовершенствованную двухскоростную втулку. С самого начала существования эта деталь имела коммерческий успех в велосипедной индустрии за счет своих небольших и потому удобных размеров.

Следующим шагом стало создание трехскоростной втулки в 1902 году. Это удалось сразу двум изобретателям – автору детали с двумя скоростями Уильяму Рейли и его соотечественнику Джеймсу Арчеру. В 1903 Френк Боуден и его компания Three-Speed Gear Syndicate завладела патентами на оба трехскоростных механизма. Позже втулка Рейли была выпущена, как первая подобная в истории велоиндустрии.

Пока Арчер и Рейли трудились над своими изобретениями свой трехскоростной вариант представил Майкл Педерсен. В этом же году он предложил миру планетарную втулку, основанную на принципе «контрпривода». Ее необычность заключалась в том, что вместо привычного зубчатого колеса при конструировании была применена солнечная шестерня. Вслед за этим, в 1904 году, еще один вариант под лицензией Wanderer выпустила немецкая компания Fichtel & Sachs.

Так, в первое десятилетие 20 века было создано и запущено в продажу около 14 видов трехскоростных планетарных втулок. А к 30-м годам использование втулки стало обычным делом для всех любителей велоспорта из Великобритании, Германии и даже Скандинавии. В тех государствах, где велосипед был популярным видом повседневного транспорта, появились и более мощные аналоги с большим количеством передач. Стоили они гораздо меньше, однако были не такими качественными.

К 1987 году компании, продолжающие изготавливать планетарные втулки, предлагали весьма скудный выбор разновидностей: в Sturmey-Archer делались экземпляры с 3 и 5 передачами, в Fichtel & Sachs и Shimano – двух и трехскоростные. Но все же интерес к использованию этого велосипедного механизма не угасал. К 80-ти летнему юбилею со дня изготовления первой втулки была выпущена целая книга об истории механизма, а качество изделий и количество вариаций постоянно возрастало.

Elan – первая в мире планетарная втулка от компании Sachs с передаточным диапазоном 339%. У этой модели 1995 года было целых 12 скоростей. Очень легкая, но при этом надежная втулка Speedhub 500/14 с 14 передачами принадлежит Rohloff. Здесь диапазон составляет 526%, и это единственный из подобных механизмов, который можно устанавливать на горные велосипеды.

Читать еще:  Какие размеры велосипедных шин бывают?

На современном этапе выпуск усовершенствованных втулок не прекратился. В 2007 году NuVinci презентовали бесступенчатую планетарную втулку, также известную, как велосипедный вариатор. Она рассчитана на ежедневное использование велосипеда. Скоростного ограничения у данного механизма не было, передаточный диапазон достигал 350%.

Другие крупные предприятия 2000-х, задействованные в выпуске велооборудования, также значительно расширили свой ассортимент новыми изобретениями. Уже известная фирма Sturmey-Archer производила механизмы с 3, 5 и 8 скоростями. Японцы Shimano делали традиционные трех- и пятискоростные, а также именно они в 2010 году создали новую модель, рассчитанную на 11 скоростей.

Последователи Fichtel & Sachs под названием SRAM выпускали детали с 3, 5, 7 и 9 передачами, а в общем их система SRAM Dual Drive представляла собой скомбинированную втулку с задним дерайлером. Такая конструкция обеспечивала трансмиссию невероятно широкого диапазона. Похожий принцип был использован компанией Canyon в гибридной планетарной втулке 1442.

Можно выделить основные фирмы-производители этих приспособлений:

  • Shimano;
  • SRAM;
  • Sturmey-Archer;
  • Rohloff

Второе место по производству занимает фирма SRAM. Модели этого производителя имеют до 12 скоростных передач. Диапазон передач у них достигает до 420 %.

Sturmey-Archer это производитель втулок с гибридными кассетно-планетарными механизмами. Кроме этого, эта фирма производит и другие типы втулок со скоростями 3, 5 и 7.

В чем плюсы планетарных втулок

  1. Высокая надежность по сравнению с системой переключения передач на основе кассеты. Передачи переключаются быстро и точно. К тому же их можно переключать стоя на месте, в отличие от наружной системы, в которой скорости нужно переключать только в движении при педалировании.
  2. В планетарной втулке можно переключатся между разными скоростями напрямую, а не последовательно как на обычной системе.

Т.е., если необходимо быстро переключится с 1-ой скорости на 5-ю, то на обычной системе нужно последовательно переключать скорости: с первой на вторую, потом на 3, 4 и только потом на 5-ю, что занимает определенное время, то в планетарке можно сразу переключить с первой на пятую.

Правда, все плюсы от такого переключения можно ощутить только на многоскоростных моделях. На модели с тремя скоростями это не так заметно, хотя переключение всё равно происходит быстрее и удобнее чем на стандартном варианте.

Особенно это удобно при езде в городском ритме.

Не нужно практически никакого технического обслуживания.

Вообще эти втулки необслуживаемый компонент. Единственно, в процессе эксплуатации, возможно, придется регулировать натяжение тросика переключения передач, который может растянуться. Зато Вы избавлены от проблемы износа звезд системы, кассеты, цепи, настройке механизма переключения передач и прочих забот.

Использование обычной односкоростной цепи.

На планетарной втулке, как и на односкоростном велосипеде, используются только две звезды – передняя и задняя, и цепь работает без перекосов. В результате одна цепь будет работать всю велосипедную жизнь.

Читать еще:  Рулевой стакан велосипеда, другие элементы рулевого механизма

А с учетом того, что односкоростные цепи дешевле своих многоскоростных собратьев и их не нужно регулярно менять – эксплуатация такого велосипеда будет стоить значительно дешевле. А теперь добавьте сюда необходимость так же регулярно, в связи с износом, менять звезды системы и кассеты, их стоимость, а так же стоимость таких работ и станет понятно, что при длительной эксплуатации велосипеда, первоначально более высокая цена планетарной втулки вполне себя оправдывает и окупает.

Её не нужно регулярно мыть и чистить.

Механизм втулки находится в масле в пыле и влагозащищенном корпусе, но грязевые ванны для него все равно нежелательны.

Помните, что обычный механизм переключения передач требует регулярной мойки и чистки от попадающей в него грязи для уменьшения износа цепи и звезд.

Так же при мойке велосипеда струей воды под большим напором, например, на автомойке или домашним кёрхером, не нужно струю воды направлять непосредственно на саму втулку.

Возможность использования ножного тормоза.

Ножной тормоз – один из самых интуитивно понятных, эффективных и надежных. Работает в любую погоду: в грязи, под дождем, на колесах с «восьмеркой» и т.д. Лично мне байки с такими тормозами нравятся больше всего. Особенно если в дополнение к ножному тормозу на заднем колесе стоит ободной тормоз на переднем.

Справедливости ради скажем, что ножной тормоз работает только на втулках с внутренним тормозным механизмом. Существуют многоскоростные втулки без такого механизма и на велосипедах с ними устанавливают дисковые или ободные тормоза.

Достаточно интересный и не такой явный, но очень практичный плюс планетарок в том, что на таких велосипедах, как и на односкоростных моделях, используется защита цепи, чего нельзя поставить на обычных многоскоростных байках. А это значит, что не пачкаются брюки и на цепь попадает гораздо меньше грязи и ее нужно реже мыть и смазывать.

Так что если велосипед используется при поездках на работу, то чистые брюки – большой плюс.

Для любителей зимнего катания использование планетарного переключения передач просто находка. В отличие от звездной системы переключения передач планетарка не забивается снегом, не подвергается обледенению и её механизм всегда работает надежно.

Встроенный в планетарку барабанный тормоз надежно работает при низких температурах и, в отличие от V-brake и дисковых тормозов, не боится налипания снега на тормозные колодки и обледенения ободов или ротора, продолжая зимой работать так же надежно, как и летом.

  • Планетарки не повреждаются при авариях и паденияхвелосипеда на бок. Там просто нечему ломаться – нет никаких наружных частей.
  • Для переключения передач используется только одна ручка и скорости идут одна за другой. Новичку легче разобраться, хотя, это дело привычки.
  • Заднее колесоболее прочное и жесткое. Так же как и на односкоростном байке, угол наклона спиц на колесе с планетаркой одинаков с обеих сторон. Это дает возможность увеличивать натяжение спиц. А чем оно выше — тем колесо прочнее и жестче.
  • Читать еще:  Титановые рамы для велосипедов

    Как правильно переключать передачи при движении на велосипеде

    Нанести вред механизму велосипедного редуктора сложно, но возможно, если систематически неправильно его использовать. При движении на велосипеде с планетаркой есть простое правило: осуществлять переключение передач без педалирования.

    Странно? Ничуть. Планетарный механизм имеет сходство с механической КПП машины, а там ведь тоже при переходе с одной передачи на другую газ отпускается. А «газ» для велосипедиста – это кручение педалей.

    Переходить с одной передачи на другую нужно немного заранее, и делается это так:

    • Велосипед движется накатом, усилия на педали минимальны.
    • С помощью ручки переключается передача.
    • Через несколько оборотов колес (около 2 секунд) можно педалировать.

    Езда в гору сопровождается переходом на пониженную передачу, то есть передаточное отношение должно быть меньше, чем до перехода. На трехскоростных планетарках это просто: перейти на первую передачу. С другими вариантами вполне нормальным будет переключиться, например, с третьей на вторую.

    На повышение нужно идти последовательно, то есть сначала первая, затем вторая и так далее. При сбросе скоростей можно перешагивать. В однообразных условиях, где нельзя развить скорость (тротуар с пешеходами, например), лучше применять только главную передачу без переключений.

    Велосипеды с планетарными втулками способны преодолевать значительные расстояния без большого количества спусков и подъемов, поэтому их часто можно встретить в больших городах с развитой сетью дорог и населенных пунктах на ровной местности. Такой вариант трансмиссии идеально подойдет тем, кто не хочет постоянно возиться с кассетами и цепями и при этом часто ездят по городу, загородным поселкам и равнинным трассам.

    Почему проскакивает цепь на велосипеде?

    Почему проскакивает цепь на велосипеде? Скольжение — одна из распространенных проблем велосипедной механики, с которой сталкивается каждый велосипедист.

    Эта проблема не может оставаться незамеченной так как испортит вам впечатление от езды на велосипеде.

    Пропуск цепи может быть вызван множеством вещей, связанных с системой трансмиссии, в большинстве случаев изношенной или несовместимой цепью. Чтобы решить эту проблему, вам потребуется провести тщательный осмотр нескольких частей, чтобы узнать, что именно источник проблемы.

    Про переключение передач

    Планетарная втулка довольно похожа на коробку передач авто. Общие принципы:

    • Переключение скоростей происходит без педалирования. После выбора передачи можно начать крутить педали через пару секунд. Этот факт важен для обеспечения долговечности механизмов.
    • Для достижения максимальной скорости необходимо выбирать повышенную передачу.
    • Для подъема в горку включается пониженная передача.

    Если постоянно неправильно переключать скорости, то может произойти поломка данного механизма. Поэтому после покупки рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации от производителя и соблюдать указанные правила.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector