0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Планетарные втулки Shimano Nexus

Содержание

Технические характеристики планетарной втулки Shimano Nexus

Обладатели старых, но качественных велосипедов знакомы с тем, что планетарные втулки хорошо справлялись с поставленными задачами.

При этом цепь никогда не спадала, не появлялось посторонних звуков, система переключения не реагирует на воздействие окружающей среды. Все это определяло то, что велосипед являлся довольно комфортным в применении.

Однако старые втулки обладали и существенным количеством недостатков, к примеру, вес конструкции существенно увеличивался или приходилось крутить педали вхолостую. Появление Shimano Nexus позволило исключить вероятность возникновения самых различных проблем. Рассмотрим о подобных втулках более подробно.

Планетарные втулки Shimano Nexus – описание

Рассматриваемая конструкция характеризуется относительно небольшими размерами, при изготовлении применяются качественные материалы.

Среди особенностей отметим следующее:

  1. Пыльник и звездочка соединены между собой.
  2. Стопорная шайба и кольца.
  3. Гайка, шифтер, шток.

Сочетание подобных элементов позволяет использовать механизм на различных велосипедах. На металлическом корпусе расположены различные надписи от производителя. Со стороны тормозного элемента есть специальные отверстия для заливания масла.

Технические характеристики

Проводя выбор втулки, следует уделить внимание техническим характеристикам.

Они следующие:

  1. Три передачи скорости. В большинстве случаев этого вполне достаточно для комфортного движения по самым различным дорогам.
  2. Передаточное отношение для скоростей следующие: 0,733; 1; 1,364.
  3. Шаг между передачами составляет 36% и 4%.
  4. При выборе всегда уделяется внимание линейным размерам устройствами. В этом случае ширина составляет 120 мм.
  5. Диаметр применяемого фланца составляет 57,5 мм. Этот параметр учитывается при выборе подходящего устройства.
  6. У конструкции есть отверстия под спицы, в рассматриваемом случае их 36.
  7. Вес устройства за счет применения современных материалов составляет 1 200 грамм.

Конструкция разборная, за счет чего есть возможность провести обслуживание и ремонт. Многие элементы изготавливаются при использовании нержавеющей стали, другие пластика.

Плюсы и минусы

У устройства втулки есть довольно большое количество достоинств и недостатков, которые должны учитываться.

Плюсами считаются следующие моменты:

  1. Собачка бесшумная. Поэтому на момент движения не возникает треска или другого шума. Многие при выборе подобного устройства уделяют внимание именно этому параметру.
  2. Рассматриваемая модель намного дешевле многих других. В интернет-магазине можно встретить цену около 9 000 рублей.
  3. При изготовлении применяется нержавеющая сталь и другие материалы, которые могут прослужить в течение длительного периода.
  4. Основным достоинством можно назвать центральный замок под дисковые тормоза. Он повышает надежность конструкции.

Установка планетарной втулки на велосипед

Провести установку втулки на велосипед можно своими руками.

Инструкция выглядит следующим образом:

  1. Для работы требуется разводной ключ на 15. Не рекомендуется использовать обычный инструмент, так как при его соскальзывании грани могут быть повреждены.
  2. Потребуется шило и маленькая плоская отвертка, которые требуются для монтажа стопорного кольца.
  3. Для установки устройства требуется ключ толщиной 2 мм. Он потребуется для установления тросика в требуемое место.
  4. Требуется и рожковый ключ на 17 с толщиной губок 2 мм.
  5. Установка тормозного рычага проводится рожковым ключом на 10, а также целый набор шестигранных ключей.
  6. Последовательность установки начинается с фиксации звездочки. Сдвиг этого элемента относительно рамы может отличаться.
  7. Крепится конструкция при помощи стопорной шайбы. При ее затягивании следует быть осторожным, так как сильное механическое воздействие может привести к нарушения целостности детали.

Планетарные втулки Shimano Nexus

Устройство планетарной втулки Shimano Nexus.

Если у вас когда-то давно был велосипед с 3-скоростной планетарной втулкой, то вы наверное помните:

  • как легко переключалась втулка даже во время остановки;
  • какой надёжной она была;
  • цепь никогда не спадала;
  • какой погодоустойчивой была система переключения;
  • каким удобным был велосипед.

Но также вы наверное помните:

  • узкий диапазон передач и большие интервалы между передачами;
  • что вы часто крутили педали вхолостую;
  • какими тяжёлыми были старые «стальные» велосипеды;
  • как плохо работали тормоза в дождь.

Shimano Nexus — серия современных планетарных втулок!

В серии планетарных втулок Shimano Nexus благодаря современным материалам и технологиям сохранены всё лучшее от старой трёхскоростной втулки и устранены все недочёты.

Читать еще:  Сравнение колес велосипеда по размеру

В семействе компонентов Nexus самыми совершенными являются многоскоростные 7-, 8-скоростные втулки Nexus Inter.

11-скоростная Alfine — новая планетарная втулка с широкими возможностями, использующая малошумные роликовые муфты.

7-скоростная планетарная втулка была первой втулкой с узким диапазоном передач. Она может конкурировать с 10-скоростным дерайлером 1970-х годов. У 8- и 11-скоростных втулок широкий диапазон передач:

8-скоростные планетарные втулки Shimano Nexus.

Фото планетарной втулки Shimano Nexus 8.

Общий диапазон передач составляет 307%:

7-скоростные планетарные втулки Shimano Nexus.

Полный диапазон передач составляет 244%:

Для сравнения у старой трёхскоростной втулки диапазон передач составлял 177%:

Классический десятискоростной дерайлер 1970-х годов имел 8 реальных передач с диапазоном 247%:

Shimano Alfine 11 и 7-скоростные втулки Shimano SG-7C21 с ножным тормозом и SG-7R40 с роллерным (барабанным) тормозом — единственные планетарные втулки без прямой передачи! Даже несмотря на то, что четвёртая передача не является прямой, она самая эффективная. Третья и пятая передачи реализованы двумя блоками шестерёнок и вероятно являются самыми неэффективными передачами.

4-скоростные планетарные втулки Shimano Nexus (сняты с производства).

Общий диапазон передач составляет 184%:

В данной втулке передачи только повышаются. Первая передача — прямая. Из-за этого 4-скоростная втулка Shimano Nexus хорошо подходит для установки на велосипеды с маленькими колёсами. Из-за того, что втулка снята с производства, могут возникнуть трудности с её ремонтом, потребоваться запчасти с другой втулки. Смотрите также инструкцию по эксплуатации от Shimano.

Другие характеристики планетарных втулок Nexus:

Семискоростная планетарная втулка шимано нексус также включает в себя защищённую тормозную систему, доступную в двух вариантах:

  • Ножной (педальный) тормоз,
  • Ручной роллерный тормоз в задней втулке.

Тормоз хорошо работает как в дождь и снег, так и в солнечный весенний день.

Также можно купить передний роллерный тормоз, но лучше ограничиться обычным ободным тормозом. Я бы не рекомендовал использовать передний роллерный тормоз Nexus.

Также можно купить планетарную втулку Shimano Nexus с автоматическим переключением, но к сожалению цены на автоматические коплекты кусаются, да и заказать онлайн их пока невозможно.

Установка планетарной втулки на велосипед.

При установке 7-скоростной планетарной втулки на велосипед переключатель должен находится на четвёртой (средней) передаче. На правой стороне втулки, как раз снаружи звёздочки, находится переключающий «муфтовый блок», который при смене передач перемещает трос назад и вперёд. Напротив него расположен неподвижный «муфтовый держатель». На них нанесены красные индексные метки: втулка настроена правильно, если метки расположены в одну линию с переключателем, установленным на четвёртую передачу.

Есть два ряда красных меток: один сверху, другой снизу. Это позволяет увидеть метки и когда велосипед повёрнут правой стороной вверх и наоборот.

Установка планетарной втулки на имеющийся велосипед.

Иногда требуется установить планетарную втулку Nexus на имеющийся велосипед .

В идеале для установки втулки Nexus рама должна иметь горизонтальные дропауты, так как на велосипедах с вертикальными дропаутами нет возможности обеспечить натяжение цепи, разве что для регулировки натяжения цепи установить натяжитель цепи (или задний переключатель скоростей).

Если на велосипеде установлены вертикальные дропауты, то для обеспечения правильного подведения троса придётся купить специальный разработанный для вертикальных дропаутов комплект шайб.

В идеальном случае расстояние между дропаутами на раме должно составлять 130 мм. Рамы на старых велосипедах обычно уже. У стальных (хромо-молибденовых) рам можно спокойно расширить задний треугольник до 130 мм. Эту процедуру может провести любой хороший веломеханик или даже можно сделать это самостоятельно. Если отказаться от роллерного тормоза и использовать тонкую конусную стопорную шайбу слева, то можно приспособить семискоростную или восьмискоростную втулку Nexus под ширину 126 мм. Если рама рассчитана на расстояние между дропаутами в 135 мм, то в таком случае для заполнения промежутка на ось можно добавить несколько шайб.

Обзор планетарной втулки Shimano Nexus 3

Втулки планетарные представляют собой сложную конструкцию, служащую для переключения велосипедных скоростей. Они надежнее, эффективнее, долговечнее аналогов, однако не рассчитаны на максимальные нагрузки, не подходят для соревнований и экстремального катания. Планетарная втулка Shimano Nexus 3 обладает 3 рабочими режимами. Ее механизмы и звездочки находятся под защитным слоем.

Общее описание планетарных втулок Shimano

Рассматриваемый узел состоит из нескольких основных элементов:

Солнечной шестеренки, которая расположена в центре. Она является осью колеса.

Водила. Этот элемент в жесткой связке закрепляет оси нескольких сателлитов, размещенных друг за другом. Они имеют одинаковый размер, входят в зацепление с солнечной шестерней.

Кольцевого эпицикла. Это внешнее колесико, которое агрегирует через внутреннее зацепление с планетарными втулками, активируется посредством воздействия цепи.

Подробнее о планетарной втулке читайте в этой статье.

Технические характеристики

Планетарная трехскоростная втулка «Шимано» обладает следующими параметрами:

число передач — 3;

сопряженные соотношения — 0,73/1,0/1,36;

рабочий шаг — 36,4%;

разница по контргайкам (ширина) — 120 мм;

фланец в диаметре — 57,5 мм;

количество спицевых отверстий — 36 шт.;

Читать еще:  Где находится датчик удара

примерный вес — 1,2 кг.

На корпусной части имеется несколько фирменных надписей. Первая — Shimano Nexus — символизирует бренд, вторая — Inter 3 (три скорости), следующая — SG-3C41 Singapore (модель и место производства).

Со стороны звезды есть отверстие по торцу оси для вставки штока, переключающего передачи внутри втулки. Сбоку тормозного рычага предусмотрено отверстие для заливки масла, защищенное пыльником.

Преимущества и недостатки

Достоинства втулок «Шимано Нексус» 3R40 и аналогов:

Переключающий механизм полностью помещен внутри корпуса, надежно защищен от грязи. Качественные детали служат дольше.

Предусмотрена смена передач даже без движения велосипеда.

В конструкции применяются цепь и звезды (стандартные по ширине, с высокими профилями зубьев).

Эксплуатацию велосипеда упрощает механизм переключения со встроенным тормозом.

Размещение втулок в масляной ванне увеличивает эксплуатационный период.

Главным недостатком считают большую массу втулок Nexus 3C41. Они в 2-2,5 раза тяжелее стандартных аналогов. При этом отпадает необходимость в некоторых трансмиссионных элементах.

Сложная шестеренчатая конструкция обладает высокой силой трения, что снижает КПД. Планетарные втулки не предназначены для спортивных состязаний, экстремальной езды. В случае поломок они подлежат только профессиональному ремонту (в специализированном сервисном центре).

Установка на примере Shimano Nexus 3

Рекомендации касаются велосипедов, имеющих колесо с планетарной втулкой и ножным тормозом в сборе. Сначала устанавливаются водонепроницаемый пыльник черного цвета, металлический элемент. На втулку надевают звездочку, стопорное кольцо, воспользовавшись 1 или 2 тонкими отвертками (второй вариант удобнее).

Подав назад звездочку, на нее помещают цепь, монтируют колесо так, чтобы ось совмещалась с рамными дропаутами. Накидывают желтую стопорную шайбу со стороны тормозного рычажка. Совмещают выступы с дропаутами, поворачивая ось до нужной позиции. Регулируют рычаг тормоза к нижнему рамному перу, надевая последний элемент на хомут. Вставляют болт, наживляют гайку, которую не затягивают, чтобы обеспечить подвижность хомута для дальнейших работ.

После этого действуют следующим образом:

Для натяжения цепи колесо перемещают в дропаутах, затягивают гайки. Чрезмерное усилие при завинчивании прикладывать не стоит, лучше использовать динамометрический ключ (усилие — 35-45 Нм). До окончательной фиксации гаек убеждаются, что желтый стопор не сместился, а выступы направлены внутрь дропаута.

Затягивают гайку на хомуте тормозного рычажка (с еще меньшим усилием, чем в предыдущем случае, до 2-3 Нм).

Надевают на руль шифтер, проворачивают его относительно оси, выставляют удобное положение, обратив внимание на передачу, включенную на момент регулировки. Немного подтягивают стяжной болт при помощи шестигранника. Надевают грипп, чтобы между ним и шифтером был небольшой зазор. Это облегчит дальнейшее переключение передач. Окончательно затягивают болт шестигранником с усилием 7-9 Нм.

На следующем этапе занимаются установкой троса. На шифтере выставляют первую скорость, снимают защитную крышку, открутив 2 винта. Трос пропускают через отверстие поворотника, упор оплетки, чтобы он лег в направляющую бороздку. Слегка потянув за элемент, убеждаются, что он плотно сел в углубление барабанчика. Ставят на место защитную крышку.

Переходят к монтажу троса в механизм Bell Crank. С узла снимают крышку, открутив крепежный винт. Ослабляют гайку фиксации, трос пропускают через регулировочный болт между пластинкой и гайкой. Выставляют вторую скорость, натягивают трос, при этом линк должен быть между 2 белыми полосами.

Затягивают крепежную гайку, убедившись, что оплетка троса надежно вставлена в упор и регулировочный винт. После проведения указанных манипуляций излишки обрезают, удостоверившись, что линк находится между белыми линиями, оплетка плотно вставлена в упор и винт Bell Crank. Коленчатый вал надевают на ось, совместив шлицы с гранями гайки. Элемент напрессовывают до упора, не прилагая чрезмерных усилий. Затягивают крепежный винт с усилием 6-7 Нм.

На раме тросик фиксируют с помощью хомутов или резинок в нескольких местах. От первого зажима до дропаута должно быть 200-250 мм, во избежание изгиба элемента. Под кареточным блоком не стоит сильно закручивать трос: необходимо убедиться, что руль его не тянет и вращается свободно.

Настройка планетарной втулки Shimano Nexus начинается с включения второй передачи на шифтере. Вращая регулировочный винт, добиваются расположения желтой метки между 2 линиями аналогичного цвета в окне «Белл Кранк». Точная регулировка осуществляется с ориентиром на красный маркер штока. Он должен совпадать с концом оси втулки. После окончания настройки проверяют работу системы. Несколько раз переключают передачи на холостом ходу. Если во втулке перемещение присутствует, а красная метка осталась на месте, работа считается выполненной.

Как втулка проявляет себя во время эксплуатации

Во время езды по городу планетарная втулка Sl41 при переходе на низкую передачу частично работает за счет педалирования. Происходит точное и быстрое переключение без усилий. Во время эксплуатации рассматриваемого узла наблюдается плавное вращение колес с маленьким сопротивлением.

Более удобная работа системы обеспечивается за счет небольшого угла холостого хода. Особенность — исключение перекашивания цепи, по сравнению с другими аналогами, что продлевает срок службы элемента и сопряженных деталей. Благодаря улучшенному уплотнению пыльников, защищающих механизм от пыли и грязи, «Шимано» обладает длительным сроком эксплуатации.

Читать еще:  Как устроен велосипед?

Короткий обзор остальных моделей втулок Shimano

Среди популярных модификаций — Nexus 7. Версия на 7 скоростей лучше всего проявляет себя при частых, неагрессивных поездках (на работу или учебу). Переключение осуществляется путем поворотного механизма на правой стороне руля. Это можно делать, стоя на месте. При выборе другой передачи для корректной работы механизма нужно уменьшить нагрузку на педали.

Планетарная втулка Shimano Alfine 8 — модернизированный вариант проекта «Нексус 8». Она стала еще плавнее, надежнее, приобрела стильное оформление. Срок службы увеличился за счет хорошей защиты от внешних факторов и использования в конструкции усиленных материалов.

Модификация Alfine 11 имеет существенные отличия от 8-й версии. Ее преимущества — увеличенный диапазон передач, внутреннее устройство — без конических шестеренок, с геликоидальной системой, гарантирующей более легкое и плавное переключение.

Смазка планетарной втулки Shimano NEXUS SG-3C41 с ножным тормозом

Смазать планетарку NEXUS SG-3C41

может любой велосипедист, который знает, за который конец держать отвертку.
В основе втулки — одноступенчатый планетарный редуктор с четырьмя сателлитами. При работе планетарки три элемента редуктора: водило с сателлитами, солнечная шестерня и внешний зубчатый венец (коронная шестерня, эпицикл) вращаются каждый со своей скоростью. В нашем случае зубья солнечной шестерни нарезаны на неподвижной оси втулки.
Переключение передач втулки Shimano NEXUS SG-3C41 осуществляется присоединением звездочки и корпуса втулки, связанного спицами с ободом колеса, в различных комбинациях к частям планетарного редуктора, вращающимся с собственными скоростями.

При включенной первой передаче звездочка соединяется с коронной шестерней, а стакан втулки с водилом.
Вторая передача прямая, звездочка соединяется со стаканом, а шестерни вращаются вхолостую с минимальными потерями.
Третья, ускоряющая передача получается при соединении звездочки с водилом, а корпуса втулки с зубчатым венцом.

В процессе переключения кроме крупных силовых элементов участвуют мелкие детали типа собачек трещотки. Именно наличие мелких деталей диктует особые требования к применяемым смазочным материалам. Смазка должна быть достаточно густой, чтобы удерживаться в подшипниках и на шестеренках, но не мешать работать мелким собачкам. Производитель рекомендует специальную густую белую смазку Nexus арт. Y04120800.

Смазка втулки NEXUS SG-3C41 после дождя.

При эксплуатации велосипеда в дождливую погоду следует защитить левый по ходу движения подшипник. Для этого нужно медицинским шприцем на 20 мл нагнетать смазку (здесь и для смазки других подшипников можно использовать Литол-24, Рубин) в отверстие пыльника под тормозным рычагом. Чтобы смазка проникла в подшипник, нужно совместить отверстие в пыльнике с отверстиями в корпусе втулки. Операция выполняется без снятия колеса с велосипеда.

Смазка подшипников втулки.

В начале сезона нужно смазывать все подшипники втулки. Для смазки подшипников придется снять колесо и частично разобрать втулку.
Смазываем подшипники правой стороны. Снимаем звездочку. Откручиваем контргайку и конус. Вынимаем маленький подшипник и промываем в бензине. Удаляем остатки смазки из чашки и с конуса подшипника. Наполняем чашку свежей смазкой и собираем узел. Конус на ось накручивается до упора. Зазор подшипников регулируется не здесь, а гайками с левой стороны втулки. Для смазки большого подшипника снимаем большой пластмассовый пыльник. Благодаря множеству прорезей, он легко снимается, если подцепить ножом. В кольцевую щель, открывшуюся под пыльником, пальцем втираем 5-10 мл смазки. Этого достаточно, чтобы значительно продлить срок службы подшипника. Ставим на место пыльник и звездочку.
Переворачиваем колесо и занимаемся левым подшипником. Откручиваем плоскую контргайку и свинчиваем с оси левый конус с тормозным рычагом вместе с пыльником. Промываем подшипник и очищаем от старой смазки беговые дорожки на конусе и на корпусе втулки. Закладываем свежую смазку и собираем в обратной последовательности. При сборке регулируем подшипники вращением конуса ключом «на 22». Рекомендуется оставлять в подшипниках чуть заметный люфт.

Промывка и смазка редуктора планетарной втулки.

Когда это делать? Наш покупатель ежедневно ездил на работу в любую погоду и оставлял велосипед на открытой площадке. После года эксплуатации втулка была забита ржавой кашей (см. фото), а в подшипниках появился большой люфт.
Тут уже без полной разборки, промывки и замены смазки не обойтись.

Снимаем с колеса звездочку и пластиковый пыльник с прорезями. Откручиваем с левой стороны контргайку и конус с тормозным рычагом и пыльником. Вытаскиваем весь механизм из корпуса в правую, по ходу движения, сторону колеса. Помещаем редуктор в сосуд с керосином, и пока он отмокает, промываем корпус втулки.
Жесткой кистью промываем редуктор и прополаскиваем в чистом керосине. Наносим смазку на зубья и оси сателлитов, зубья коронной шестерни и в подшипники. Небольшое количество смазки наносим на лепестки собачек и соответствующие им зубчатые дорожки на корпусе втулки.

ИЗЛИШНЯЯ СМАЗКА на собачках может помешать четкому переключению передач.

Собираем втулку в обратной последовательности. Механизм в корпус вставляется без лишних усилий, собачки препятствующие сборке аккуратно заправляем в корпус по мере продвижения механизма.
Регулировка подшипников описана в этой статье выше.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector